Детская дружба: в СССР и сейчас
Когда мы были маленькие, мир казался нам дружелюбным и безопасным. Причем не только нам, но и нашим родителям. У нас, например, часто заедал замок в двери, и я шла на улицу, находила там соответствующего моим критериям чайлд-френдли мужика и просила его помочь открыть мне дверь. Маленькая девочка. Незнакомого дядьку. Открыть пустую квартиру. Учтите еще и исторические обстоятельства – во второй трети прошлого века днем на улицах болтались мужчины весьма определенного образа жизни. Остальные работали. Если я сейчас расскажу своему младшему сыну, как я справлялась со сложными ситуациями в детстве, он потеряет ко мне всяческое уважение. Потому что что бы я ни делала – все это ему строжайше запрещено.
Как-то читала племянницам и сыну «Чука и Гека». На второй странице пожалела о выборе литературного произведения. Они то и дело прерывали меня возмущенными возгласами: - А почему они открыли дверь? Мало ли что он сказал, что он почтальон? А зачем он просит пить перед сном, ведь в туалет захочется? А почему они маме не сказали, что телеграмма пришла? Наши дети просто готовые сотрудники для инспекции по делам несовершеннолетних: знают, как надо правильно питаться, во сколько приходить домой и со скольки лет ездить в машине на переднем сидении без удерживающего устройства (просто младший дни уже считает до своего 12-летия, чтобы бустер этот чертов выбросить).
Мой сын обожает играть в одну компьютерную игру. Четыре года назад он познакомился в ней (я вот до сих пор зависаю над клавиатурой, когда это пишу – познакомился в виртуальной игре) со своим ровесником Данилой. И завязалась очень милая дружба. Они переписываются, болтают по видео, обмениваются новостями. Сын считает его лучшим другом.
Данила живет в столице. Мы часто бываем там по делам, но каждый раз то времени нам не хватало, то Данила был в отъезде, то уставшие взрослые придумывали отговорки, чтобы не ехать с одного края мегаполиса на другой. В зимние каникулы мы обосновались в Москве на неделю. Сын, говорим, тебе выпала уникальная возможность перенести вашу дружбу из виртуальной плоскости вреальную. Мы готовы отвезти тебя туда!
Согласование времени визита выглядело примерно как работа канцелярии МИДа. Договаривающиеся стороны представляли из себя как бы государства третьего мира, которые без одобрения стран-агрессоров шагу не ступят. В роли стран-агрессоров выступали мы и родители Данилы.
Сын был в на редкость приподнятом настроении. Он посылал смс-ки с каждой оставленной нами позади станции метро. И вот на выходе встретились две делегации и облегченно выдохнули. Дети сразу начали обниматься и верещать. А взрослые, наметанным глазом оценив недурной экстерьер обеих сторон, начали тепло пожимать друг другу руки и осторожно обниматься. – Мы, честно говоря, боялись, что придёт какой-нибудь пятидесятилетний педофил, - попыталась разрядить обстановку я. – Мы тоже, - засмеялись родители Данилы.
Я даже не стану считать, сколько взрослых человек участвовало в воссоединении двух мальчишек. Мы действуем в рамках заданной нам реальности. Но если бы у меня в 11 лет была подруга в Москве, я бы села на электричку, оставив маме записку на кухонном столе, и поехала. Как сильно изменился мир за 30 лет!