Найти тему

Организация питания в самолетах советского "Аэрофлота". Взгляд изнутри.

В прошлой статье я рассказал, как мне, будучи еще студентом, в конце 80-х довелось поработать в аэропорту грузчиком пару месяцев, и какой беспредел творился тогда с багажом. После двух дней погрузки багажа мы перешли в бортцех грузить в самолеты питание.

В то время не применялась одноразовая посуда, вся она использовалась многократно, и стюардессы несли за нее материальную ответственность. Например, пластиковая чашка стоила около 50 копеек, и бортпроводнику приходилось держать ухо востро, чтобы не допустить пропажу. Но таковые все равно случались, и каждая стюардесса стремилась создать себе резервный запас посуды.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Когда прилетал борт, к самолету подъезжал специальный фургон с поднимающимся кузовом, в который и из которого и осуществлялись погрузка-выгрузка.

В наши обязанности входила выгрузка контейнеров с грязной посудой и ящиков с пустыми бутылками. После пересчета бортпроводнице необходимо было отдать деньги за все это хозяйство. При подготовке к вылету – наоборот, мы загружали контейнеры с едой, напитки и наполненные водой кипятильники, из которых потом разливали чай. Взамен получали определенную сумму, которую потом отдавали начальнику смены в бортцехе.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Учитывалась именно посуда и стеклотара, что давало нам неограниченные возможности – можно было запросто присвоить несъеденные порции, которые всегда шли с запасом, или, принеся с собой пустые бутылки, утащить домой или просто перепробовать оставшиеся после полета разнообразные напитки со всех городов СССР.

Как-то мы лихо разгрузили таким образом севший на пару часов в аэропорту самолет, осчастливив наших бортпроводников резко увеличившимся резервом подотчетной посуды, а начальство – длительной, продолжавшейся уже после нашего увольнения, перепиской с авиаотрядом, которому принадлежал борт, с требованиями возмещения ущерба.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Еда в бортцех попадала с кухни ресторана аэропорта в кастрюлях, и уже тут раскладывалась тётеньками в не очень белых халатах во многоразовые тарелочки. Иногда тетеньки ошибались, и приходилось бегать с недостающей куриной голяшкой в грязных руках по летному полю к запустившему уже двигатели самолету. Но булочки, кажется, уже были запечатаны в пленку.

Самое жуткое впечатление оставляли 7-литровые кипятильники для горячих напитков. Их никогда не мыли, а лишь чуть ополаскивали, наполняя затем водой из-под ржавого крана, бежавшей желтоватой струйкой. Мне кажется, жидкость на выходе из такого бака, могла сойти за чай и без всякой заварки.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Грузить было не тяжело по сравнению с багажом, но приходилось работать иной раз очень интенсивно – из провинции летали тогда чаще, чем сегодня, а кормили в рейсах куда обильнее. Другое дело, что готовилась еда в условиях, что называется, «на грани», хотя есть подозрения, что и в наше время не без греха.

Так или иначе, после бортцеха я избегал есть и пить чай в самолетах еще лет десять.

Хотите узнать, как работали с багажом в советском аэропорту<--Кликать сюда!

Хотите узнать все о наших путешествиях в Париж и на Канары, в Чехию и Германию, в Австрию, Словакию и Венгрию, в Тунис, в Италию, в Испанию, в Эстонию, а также по России - читайте и подписывайтесь на канал "Странствия дилетантов". <--Кликать сюда