Здравствуйте друзья!
Как известно, у Ирана очень много старой американской техники, которая стоит на вооружении, это и танки и самолеты. Но как же Ирану удается сохранить в строю эту технику, не имея доступа к запасным частям из-за многолетних санкций? Рассмотрим один из способов получения запчастей, который стал объектом расследования и дальнейшим судом над гражданином Великобритании в 2018 году.
Высокооплачиваемая работа в США!
F-14 "Tomcat" Иранских ВВС.
Предыстория:
До иранской революции, начавшейся в 1978 году, Иран был непоколебимым союзником США, поэтому иранский военный арсенал был забит оружием и техникой американского производства. Иранские солдаты использовали М-16, иранские танкисты колесили на М-60, а иранские пилоты летали на F-4 "Фантом" и F-14 "Томкат". Однако после революции все изменилось, Ирану было запрещено приобретать американское оружие, и что еще более важно, комплектующие и запасные части для стареющей техники. Экономические санкции привели к ограничению военного бюджета страны, это затруднило закупку новых вооружений даже у тех, кто готов был их продавать (прежде всего у России и Китая). Столкнувшись с этими ограничениями иранцы либо разрабатывали свое собственное оружие, либо приобретали необходимое "черном рынке" и контрабандой ввозили их в свою страну. На сегодняшний момент у Армии Ирана и КСИР находятся, по меньшей мере, 60 единиц самолетов F-4 "Фантом" и около 40 единиц самолетов F-14 "Томкат".
В 2018 году, по подозрению в поставке запасных частей F-4 и F-14 в Иран, был задержан британский пенсионер Александр Джордж. Джордж был обвинен, в нарушении эмбарго на продажу оружия массового уничтожения. Он использовал подставные компании, которые он основал в Дубае и Малайзии, чтобы контрабандой ввезти в Иран необходимые компоненты для стареющего воздушного флота иранских ВВС. Общая сумма сделки составила - 7 000 000 долларов США.
Александр Джордж, фото из свободных источников
77-летний мужчина получил два с половиной года лишения свободы и был отстранен от управления компанией на девять лет. Джордж работал с супружеской парой, Полом и Айрис Этуотер, которые занимались приобретением подержанных запасных частей для самолетов двойного назначения, то есть эти детали могли использоваться и для гражданских и для военных самолетов. Их компания была зарегистрирована в США и называлась "Pairs Aviation Limited", чтобы избежать каких-либо подозрений. Затем британская пара отправила детали на подставные фирмы Джорджа, через которые они контрабандой переправлялись в Иран. Семейный подряд Эттуотеров получил условный шестимесячный срок, они признали себя виновными, что и спасло их от более сурового приговора. За свое участие в сделке они получили примерно $ 650 000 прибыли.
Конечно же заголовки западных СМИ были очень красноречивы:
"Эти трое, продавали запрещенные детали и узлы военной техники, которые потом оказались в Иране. Им было все равно, для чего эти части могут использоваться, ведь им платили”
"Это циничная попытка подорвать строгое торговое эмбарго и международно согласованные меры контроля. Они знали правила и придумали изощренные способы, чтобы не быть пойманными”
Александр Джордж, отрицал эти обвинения и утверждал, что он поставлял садовые тачки, очки и перчатки для строительной индустрии.
Как бы трудно не приходилось Ирану, зажатому санкциями, он продолжает находить способы поддерживать свои вооруженные силы в рабочем состоянии, мало того, производить свои собственные образцы военной техники. Да, самолеты старые, но главным оружием Ирана были и будут
которые он может производить самостоятельно и в достаточных количествах для обороны страны.
Фото из свободных источников.
Еще не совсем понятно, чем закончится противостояние США и Ирана, но совершенно ясно одно, персы показали, что могут за себя постоять, а самое главное - есть чем.
Спасибо за внимание и подписывайтесь на канал.