Выбери меня! Выбери меня!
Оптовый заказчик дня!
Утомила беготня,
Жду давно тебя!!!
Знакомо, да?!
На ежедневные поиски заказов в ленте на бирже копирайтинга уходит уйма времени. Мало того, что многие заказы не лежат в области интересов отдельного копирайтера, так и не все поданные заявки одобрят. Ищешь, ищешь, просматриваешь сотни заказов, приходится хоть бегло оценить название и ТЗ (техническое задание) – это может занять минимум пару часов в день.
Не на все интересующие заказы можно подать заявку – у хороших заказов часто высокие требования, не отвечающие вашему «уровню мастерства» на конкретной бирже, рейтинг не тот, отзывов нет и т.д. Если не можешь подать заявку, просто пишешь комментарий к заказу, ну, а вдруг повезет?!:
Заказчик, мы суждены Судьбой друг другу, лишь рейтинга на этой бирже нет! Но Ваша тема мне родная, о ней ночами грежу я! Позвольте проявить себя?! Пишите же скорей в ЛС и точно мы договоримся, я прочитаю мысли Ваши и все в статье их изложу!
Вот он креатив, творчество! Эх, как только не приходится изворачиваться, чтобы получить заказ?! (шутка, есишо)
Лента заказов биржи ETXT сейчас содержит 6067 доступных заказов:
Лента заказов на бирже TEXT.RU
173 заказа на копирайтинг и 131 на рерайт
Лента заказов на бирже ADVEGO 1916 доступных заказов
А еще прикол от заказчиков: у вас есть примеры статей на эту тематику? Гоу ссылки! На слово о компетентности не верю!
У начинающего копирайтера вообще никаких статей в портфолио нет, тут и говорить нечего. Можно, конечно, заранее «сенце подстелить», но это трудоемко и… подробней как-нибудь в другой статье на тему о создании портфолио с нуля и грамотном оформлении аккаунта напишу. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить. В комментариях задавайте вопросы – статьи на темы по вопросам читателей напишу в первую очередь.
Часто бывает, что и у опытных копирайтеров, даже работавших по теме ссылок нет. Найти-то свою статью в интернете через программу проверки уникальности не сложно. Но как доказать, что она ТВОЯ?! Как подтвердить авторство? Можно, конечно, скинуть заказчику в ЛС скрин предыдущих заказов на сходную тему, переписку по уточнению ТЗ с заказчиками. Но, доказать, что это именно та статья – сложно. Да и не каждый захочет разбираться. А авторство указывают крайне редко.
СложнА!!!
И вот так как белка в колесе каждый день: просмотр заказов, чтение ТЗ, заявки, комментарии, обсуждение, подтверждение компетенции. И темы каждый раз разные, требования разные, вкусы вообще обсуждению не подлежат.
В принципе не смертельно, человек ко всему привыкает, есть даже доля азарта во всем этом. Но все же хочется стабильности. Иметь бы постоянного заказчика, стабильный доход в привычной теме, где будешь расти как эксперт и сможешь уже писать «с закрытыми глазами». А уж в свободное время можно и азарт потешить, порезвиться на охоте в общем списке заказов.
Долгое вступление? Да, я графоман. Простите, накипело!
Хочется, чтобы всегда было так: постоянный заказчик, знакомая тема, десятки положительных отзывов от него:
Как найти постоянного заказчика?
Это не так сложно, как может показаться, хотя постараться все же придется.
- - определяемся с темами;
- - правильно заполняем свой профиль;
- - делаем портфолио;
- - правильно выбираем заказы.
Определение тематик
Профессиональные копирайтеры – существа мега-универсальные! Сложнее назвать тему, в которой они НЕ компетентны, нежели ответить на вопрос о компетенции. Но все же придется более-менее определиться. Не рассматривайте это как сужение спектра вариантов, а как поиск постоянной работы в теме, которая вам по душе. Предупредите творческое выгорание.
Пример на моем личном опыте:
О чем я гипотетически могу писать (и писала) очень грамотно:
- - интернет и ПО – сама разбираюсь с железом (установить ПО, перепаять конденсаторы, сменить термопасту, прочистить или заменить кулер), не программист, но читаю чистый код, могу делать комментарии/надстройки; web-мастер, оптимизатор, автор и разработчик IT-логистики как термина и направления;
- - экономика и финансы – от подработки в интернет до создания своего бизнеса, инвестиции, банки, финансовые рынки. Веду сайты брокерских компаний, пишу новости и прогнозы, разрабатываю сценарии для учебных программ и курсов по Форекс, криптовалюте, фьючерсам.
- - образование и обучение – от лайфхаков и обучения малышей до психологии педагогики, мнемоника и мнемотехники, нюансы нейролингвистики и т.д. (у самой несколько десятков профессий, знаю/учу 17 иностранных языков);
- - медицина – от простеньких рецептов до нюансов в хирургии, микрохирургии, стоматологии, опоптоза клетки, частного и общего химизма, микробиологии и т.д..
- - строительство и ремонт – от геодезии и всех видов фундаментов до каркасного строительства, ЛСТК, ППУ, отделка, сантехника, электрика всех видов допуска, крыши и кровли, Умных Дом. Дизайн и интерьер. По многим аспектам могу консультировать даже практикующих специалистов;
- - ландшафтный дизайн, дача – сад-огород, животноводство в подсобном хозяйстве и промышленных объемах, со всеми нюансами и диверсификацией рисков (у меня частный дом, с большим садом и приусадебным участком, чисто для экспериментов занималась кролиководством, козами и овцами, держала пасеку). Не дипломированный ветеринар и зоотехник с большим практическим опытом.
- - Азия – востоковед, несколько лет прожила в Поднебесной, была в командировках по всей Азии, изучала культуру и менталитет. Профессиональный переводчик китайского (кантонский диалект и путунхуа). Хорошо знаю нюансы жизни, бизнеса и культуры Вьетнама и Ю.Кореи, хотя языками владею лишь на уровне разговорного.
И еще много-много узкоспециализированных тематик, которые я знаю досконально и могу профессионально преподнести, с пользой для читателя.
НО!
Далеко не на все темы мне ИНТЕРЕСНО писать!
Не люблю медицину. Будучи человеком эмоциональным и крэйзи-позитивным, прожевывать болячки – бэ! Строительство и ремонт – скучно, сухо, лишь под определенное настроение. Образование – раздражает закостенелый формат, зубрежка, а профессиональный педобраз требует все «по протоколу», как его в ВУЗе учили. Сад-огород – для меня это либо хобби, либо экспертиза. А писать псевдосоветы скучно.
Лучше всего я разбираюсь и могу писать от души по темам: экономика и финансы, интернет, востоковедение. Именно на них я и специализируюсь, работая на заказ.
Веду подобные сайты брокеров на нескольких языках:
Выберите 2-3 темы-специализации, которые вы хорошо знаете и на которые вам действительно интересно писать. Заказчики, в том числе постоянные, есть в любой нише. Но долго, интересно и качественно вы сможете писать лишь на интересные вам темы. В противном случае вам грозит стресс, потеря креатива и эмоциональное выгорание к теме. Ничего хорошего из этого не выйдет. Поэтому постарайтесь определиться и максимально сузить ассортимент тематик, с которыми планируете работать на постоянной основе.
Заполнение профиля на бирже – это ваша визитка
Не только исполнители устают и выматываются от разовых заказов. Заказчики тоже стремятся к постоянному сотрудничеству. Отлично знаю обратную сторону медали по личному опыту и на примерах коллег. Работа на бирже без БС (белого списка исполнителей) для заказчика – еще тот экстрим! Каждый раз приходится максимально развернуто прописывать ТЗ, а это отпугивает многих исполнителей. Видя «матрас» в ТЗ, они даже не читают и идут дальше. Другие подают заявки «наобум» - в теме не компетентны, ТЗ одним глазом пробежали, в работе уйма заказов, десятки поданных заявок на другие заказы. Даже если ориентироваться на рейтинг, отзывы и портфолио – это не страховка.
Почти половина заказов вовремя не сдается, вне зависимости от цены заказа. Отправляют пустые файлы до истечения дедлайна «ой, ошибся» и, тем самым, получают дополнительное время на выполнение заказа. Присылают только часть заказанного материала с комментарием: не успел, а хочется качественно сделать. Ну, вы посмотрите на первую часть – подойдет? И, разумеется, тотальные форс-мажоры: отключение электричества и интернета, родственники в критическом положении в больнице, иногда сам исполнитель пишет с просьбой о продлении дедлайна из реанимации!
И это вовсе не смешно. Все мы люди, все можно понять и войти в положение, ради качественного материала можно сместить дедлайн. Но заказчик – тоже человек, у него тоже свой дедлайн, его тоже торопят. Разумеется, опытные заказчики имеют запас времени. Но все же – спасает от просрочки и потери нервов только БС!
Понимая этот нюанс, подчеркивайте желание работать на постоянной основе, это будет бонусом даже в разовых заказах, потому как говорит о вашем серьезном подходе к копирайтингу.
Первой строкой в профиле напишите о желании долгосрочного сотрудничества на постоянной основе. А далее распишите свою компетенцию в предпочитаемых тематиках.
Делаем портфолио
Без портфолио вы далеко не уедите. Придется долгое время перебиваться лишь дешевыми заказами за копейки, которые никто больше выполнять не хочет. Дорогие и ответственные задания не доверят человеку без портфолио. Как увидеть стиль, слог? Как вообще убедиться, что вы умеете писать и грамотны хотя бы на уровне 5-го класса СШ? Вы бы сами доверились такому исполнителю?
Вы сэкономите уйму времени и заработаете намного больше, если, вместо выполнения дешевых заказов, уделите внимание портфолио. Напишите хотя бы 2-3 статьи, чтобы заказчик мог оценить вашу работу. На некоторых биржах, как ETXT.ru, можно выполнить тестовые задания на уровень квалификации с автоматическим размещением работ в портфолио.
Или напишите статью для какого-то блога, главное, чтобы под статьей было указано ваше авторство. Просто напишите админу и попросите размещение вашей статьи на постоянной основе с указанием авторства. Согласуйте тему, бесплатно напишите хорошую статью, согласуйте с редакторской правкой блога и вуаля!
Можно создать свой блог или тот же канал на Дзен и разместить там свою статью. Только не делайте так: блог/канал и там 1-2 статьи и мертвым мертво. Да, заказчик увидит ваш стиль и слог, но при этом вероятно отметит, что блог «на отмахнись». А вдруг вы эти статьи вообще где-то украли?
Как правильно выбирать заказы?
В приоритет ставьте те заказы, где обещают долгосрочное сотрудничество. Заказчики сами в ТЗ заказа часто пишут: «статей нужно много» или «на постоянной основе заполнение сайта/блога». Уделите максимум внимания таким заказам. Не кидайте пустую заявку или с фразой «выполню». Напишите что-то вроде: с темой хорошо знаком, разбираюсь, интересует постоянное сотрудничество, обязательный, исполнительный, готов учиться. Можете дать какой-то совет заказчику, предложить креативное название для статьи или названия для последующих статей в тему. Всячески покажите желание сотрудничать. Просите пообщаться в ЛС, покажите портфолио, спросите о предпочтениях заказчика по стилю, объёмам, срокам.
Отдавайте предпочтение постоянным заказчикам с рейтингом. Это, конечно, не стопроцентный показатель. Многие заказчики – перекупщики. То есть это копирайтеры с большим рейтингом на бирже, хорошим портфолио и постоянными заказчиками, которым удается урвать самые выгодные заказы и перепродать их за полцены новичкам. Темы у таких заказчиков часто меняются, платят они немного, но зато не надо тратить время на поиск заказов и заявок, рейтинг растет, а на отзывы такие заказчики самые щедрые и льстивые! Расхвалят вас до небес! На первое время, новичкам сойдет.
Посещайте чаты, форумы, паблики бирж копирайтинга – там очень много постоянных заказчиков. Попытайтесь обратить на себя внимание, предложите свои услуги, попросите тестовое задание и выполните его на отлично.
P.S.: разумеется, многое зависит от вашей грамотности, креативности, опытности, вашего слога и стиля, даже фактор удачи исключать нельзя. Но все же, воспользовавшись этими советами, вы точно сможете найти постоянных заказчиков. Пусть сначала это будет и не тема вашей мечты, и не самый высокий заработок, но зато огромная экономия время и усилий, постоянный доход. Учитесь, развивайтесь и сможете получить больше.
Предыдущая статья по теме "Моя история начала работы в Интернет – как начать зарабатывать на элементарном без вложений?"
Искренне желаю удачи. Остались вопросы, есть уточнения – пишите в комментариях, с удовольствием отвечу. Подписывайтесь на канал, читайте и пусть вам сопутствует финансовый и профессиональный успех. Если статья была полезна – не забудьте поставить лайк.
Автор Екатерина Двинская.