«Интернет и социальные сети никуда не денутся из нашей жизни. От них нет лекарства. И это хорошо… Это удивительный инструмент, с которым мы, как животные, только учимся обращаться. Как будто у нас выросла новая мощная конечность, и мы еще толком не поняли, что с ней делать.»
Чарли Брукер, создатель сериала «Чёрное Зеркало»
Около 4 миллиардов людей активно пользуются социальными сетями. Мы наслаждаемся приёмом пищи, готовимся к экзаменам, отправляем месячный отчет по работе, проводим вечер в компании семьи и близких. И в это же время не забываем просмотреть истории любимых блогеров и знакомых в Инстаграм, репостнуть очередную картинку с милым котом и написать комментарий под свежей фотографией лучшей подруги во Вконтакте. Наш мозг уже приспособился совмещать эти роды деятельности без особых усилий.
В 2019 году исследователи из Университета Ланкастера, университета Бамберга и университета Фридриха-Александра Эрланген-Нюрнберга изучили привычки 444 пользователей Facebook. Исследование показало, что посетители сайта не прекращали его использование, когда испытывали техностресс (состояние раздражения и/или усталости, вызванное использованием новых технологий). Они просто меняли вид деятельности: переписку на просмотр ленты новостей, комментирование чужих постов на создание своих и т.п. Таким образом, пользователи пытались избегать причин стресса, но так и не покидали «место», в котором они его получали. Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что соцсети стали настоящим наркотиком.
Относительно недавно в смартфонах начала появляться такая функция, как «экранное время». С помощью нее можно отслеживать время, проведенное в гаджете в целом и отдельно по приложениям, количество уведомлений и поднятий экрана за час. В среднем я трачу 5 часов 20 минут на соцсети в день. Примерно 2/3 приходится на Telegram, так как там происходит мое непосредственное общение с друзьями и близкими. Остальная часть времени поровну делится между «Instagram» и «Вконтакте».
Впервые увидев такие показатели, я была шокирована. Я начала анализировать насколько нерационально используется моё время и пришла к выводу, что стоит сократить время использования социальных сетей. Я поставила на своем смартфоне ограничение в 2 часа 30 минут на соцсети. Этого времени мне хватало только на полдня, и я с мыслями по типу «еще 10 минуточек» или «мало ли кто написал» разрешала себе сверх ограничения переписываться с кем-нибудь или листать ленту. В итоге оказалось, что даже после установления ограничения я не сократила значительно время использования социальных сетей. Стыдно осознавать, что у меня не хватает силы воли избавиться от технозависимости.
Но такая проблема, конечно, коснулась не только меня. По данным исследования, проведенным компанией «Counterpoint Research», почти половина пользователей смартфонов проводят в своем мобильном устройстве более 5 часов в день. И примерно 67% этого времени тратится на интернет, в основном – на социальные сети. Смартфон в руку человека пока что не врос, но избежать зависимости от светящегося экрана у многих не получается. Наверное, не зря основатель Apple, Стив Джобс и создатель Twitter, Эван Уильямс, запрещали своим детям использовать гаджеты.
В марте 2018 года в интернете стал популярен хештег «DeleteFacebook». Пользователи одной из самых популярных соцсетей в мире удаляли свои аккаунты и призывали других делать то же самое. «Digital detox» или, по-русски, отказ от гаджетов на тот момент достиг апогея своей модности на волне массового признания превосходства живого общения над виртуальным. Всё бы хорошо, если бы это не было временным трендом, который приносил миллионы лайков и репостов, но не избавлял людей от зависимости.
Хоть соцсети уже стали неотъемлемой частью жизни около половины населения земли, люди, в большинстве своем, до сих пор склонны думать, что социальные сети — это всего лишь игра, что-то, что не может влиять на жизнь вокруг. Но всё ли так безобидно, как кажется? Помимо неодобрения хейтеров, анонимов и других пользователей, указывающих на чью-то «неправоту», посты, репосты или лайки могут отслеживаться правоохранительными органами. За каждое свое действие в «виртуальной реальности» мы несем ответственность, как и в настоящей жизни. И какой-то, на первый взгляд, безобидный репост может принести не меньше хлопот, чем кража в магазине.
Егор Жуков, студент НИУ ВШЭ, снимает видео о политике на ютуб канал, имеет более 180 тысяч подписчиков и занимается активизмом. В августе 2019 года его арестовали и обвинили по 212-й статье УК РФ («Массовые беспорядки»). За молодого человека «вступились» студенты и выпускники ВШЭ, руководитель «Новой газеты» Дмитрий Муратов, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, рэпер Оксимирон и другие медийные личности. Действия пользователей в соцсетях привлекли всеобщее внимание к этой ситуации: «сила репоста» помогла Егору остаться на свободе. Осенью Егору предъявили новые обвинения, уже по 2-ой части 280-й статьи УК РФ. В этот раз Егор попал под арест из-за 4 роликов на своем ютуб-канале. В итоге, Егор Жуков получил 3 года условно, но несмотря на это, его популярность сильно возросла среди пользователей интернета и социальных сетей. Так что желание 21-летнего активиста стать президентом РФ, возможно, в конце концов, благодаря той же «силе репоста», воплотится в жизнь.
Также можно вспомнить последние президентские выборы в США. Предвыборная кампания Дональда Трампа оказалась эффективнее способов пиара остальных кандидатов в 2016 году. Нынешний президент США общается в соцсетях с народом напрямую, а не косвенно, с помощью журналистов. Трамп в одном из своих интервью признался: «Я считаю, это потрясающе. Это современная форма общения... тот факт, что у меня есть такая власть с точки зрения числа аудитории в Facebook, Twitter, Instagram и так далее. Я думаю, что это помогло мне выиграть гонку, в которой они (демократы) тратят гораздо больше».
Пользователям соцсетей необходимо осознанно воспринимать, фильтровать и воспроизводить информацию. В интернете свобода слова реализуется почти в чистом виде. Обычный пост или хештег может привести к поправкам в законах, смене власти, или даже к третьей мировой. В руках каждого пользователя любой социальной сети есть потенциальная сила влиять на разумы других людей. Конечно, хотелось бы, чтобы все использовали ее только для всеобщего блага, а не в своих интересах.
Представителям молодого поколения наверняка не раз приходилось слышать от старших: «Лучше бы гулять ходили, чем в своих телефонах переписываться». Действительно, отчасти общение в соцсетях заменило реальное. Хорошо это или плохо? Эксперимент исследователей из Университета Канзаса показал, что использование социальных сетей не оказывает особого влияния на ощущение одиночества юзеров. Поэтому негативное влияние на ментальное состояние пользователя соцсетей зачастую преувеличено.
Обмен информацией без ограничений во времени, размерах и с обилием форм является огромным плюсом виртуальной связи. Но все же, живое общение ничто не может заменить. И для «здорового» пользователя это очевидно. Часто социальная сеть становится помощником в налаживании живого общения. Можно легко договориться о встрече в переписке, создать группу мероприятия и пригласить неограниченное количество человек, поделиться своей геометкой в «сторис» для нахождения компании. Также популярностью пользуются соцсети для поиска вторых половинок. Если не злоупотреблять удобством виртуального общения, а его плюсы направлять на развитие коммуникаций в реальной жизни, то асоциализация не станет проблемой масс.
Безграничное общение можно отнести к плюсам социальной сети, но снижение грамотности – нельзя. Понятие пунктуации в мессенджерах и соцсетях почти улетучилось: зачастую, если общение происходит в дружеской среде, пользователи пренебрегают запятыми, склоняются описывать мысли смайликами либо сокращениями. В основном, только в деловой переписке пользователь старается показать себя с лучшей стороны и силится вспомнить правила русского языка. Но это не всегда удачно получается из-за отсутствия надлежащей натренированности.
Жизни современного человека свойственен быстрый темп. Опаздывая на совещание, со стаканчиком кофе в руках перебегая пешеходный переход, человек скорее ответит на полученное сообщение с опечатками, сокращениями и без знаков препинания, чем полноценной грамотной речью. Стоит ли игнорировать грамотность в угоду скорости? Каждый для себя решает сам.
Однозначно оценивать влияние социальных сетей на общество невозможно. Можно встать на сторону неолуддистов (Неолуддизм – течение в современной философии и контркультуре. Подразумевает критику влияния научно-технического прогресса (особенно в области компьютерных технологий) на человека и общество) или гиперболизировать плюсы социальных сетей, закрывая глаза на минусы. Я выбираю занимать нейтральную позицию.
Раз жизнь современного человека невообразима без гаджетов, интернета и соцсетей, то, на мой взгляд, рациональнее всего стараться контролировать свои действия: не поддаваться соблазну перед сном полистать ленту Инстаграма вместо страниц книги, соблюдать толерантность, помнить про грамотность.
Контент в соцсетях вбивает в головы пользователей стереотипы о красоте, поведении, мышлении. Но у каждого есть выбор. Можно отписаться от неприятного контента, добавить в «черный список» хейтера, пожаловаться администрации на спам. Пользователи сами «модифицируют» соцсети, поэтому ответственность за каждое свое интернет-действие несет не только блогер-миллионник, но и любой из его подписчиков.
Ссылки на статьи и исследования:
https://www.web-canape.ru/business/socialnye-seti-v-2018-godu-globalnoe-issledovanie/
https://www.eurekalert.org/pub_releases/2019-08/lu-sms082719.php
https://www.gazeta.ru/tech/2016/11/09/10318019/internetvstv.shtml
Эпиграф: отрывок из интервью Чарли Брукера на «Minnesota Public Radio»