Найти тему
Человек играющий

Как в России пытались вести пропаганду через игры

Оглавление

В конце прошлого года Институт развития интернета при поддержке администрации президента России анонсировал новый конкурсный формат финансирования молодёжного патриотического контента. 3 млрд. бюджетных рублей уйдут на поддержку творческих людей и организаций, которые возьмутся производить медиа и интерактивный контент прославляющий прошлое, настоящее и будущее России.

Очевидно, что эта идея возникла как очередной ответ на доминирование западной повестки в медиапространстве, и на первый взгляд ничего плохого в этом нет. Однако у подобных инициатив в России есть определённый бэкграунд, о котором организаторам конкурса не хотелось бы вспоминать. А вот мы возьмём и вспомним, как именно раньше осваивались бюджетные деньги спущенные сверху на пропаганду тех или иных идей, и какого уровня продукт получался на выходе.

Антинаркомания

Эту штуковину разработали в 2006 году по заказу Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. «Антинаркомания» должна была пояснить даже самым маленьким детишкам, что наркотики — плохо, наркомания — стрёмно, а ФСКН — круто!

Контора с длинным бюрократическим названием «Мультимедиа технологии и дистанционное обучение» смогла выдавить из себя платформер с головоломками, который всеми силами пытался копировать культовую Lost Vikings от Blizzard. Стоит признать, что референс выбрали не самый плохой, да и жанр не подразумевает совсем уж свинского попила денег на трэшаке — какой-никакой процесс полноценной разработки тут необходим.

Кажется, школьники помогают инспектору ФСКН не совсем добровольно...
Кажется, школьники помогают инспектору ФСКН не совсем добровольно...

В центре истории тут три героя с различными способностями. Суровый Инспектор ФСКН (викинг с мечом) в команде с не менее суровой Школьницей (прыгающий викинг) и Школьником-скейтером (викинг с щитом) решают несложные загадки и побеждают врагов-наркоманов, чтобы в итоге добраться до главных злодеев — местного «Уолтера Уайта», что синтезировал новый особенно злобный наркотик, и его подельника — карикатурного босса наркомафии.

Главный злодей
Главный злодей

«Антинаркомания» распространялась бесплатно и без копирайтов, что по задумке авторов должно было подстегнуть её вирусность в интернетах. С вирусностью получилось не слишком хорошо, зато это удивительное программное ископаемое легко можно найти, скачать и запустить даже в 2020-м. А ещё благодаря пресс-релизам от ФСКН у нас теперь есть вот такие чудесные новости за 2007 год от государственных СМИ:

Первыми с компьютерной новинкой познакомились ученики общеобразовательной школы села Птичник. Около ноутбука столпились не только мальчишки, неравнодушные к компьютерным играм, но и девочки. Школьникам представили игру, которая, по задумке авторов, поможет сформировать отвращение от наркотиков.

Боец спецназа ФСКН России

А вот теперь мы ступаем на тропу по-настоящему лютого трэшняка и (спойлер) с неё уже не свернём. Заказчик и разработчик тут те же, что и у Антинаркомании, но теперь это не какая-то там дурацкая аркада для детей, а самый настоящий 3D-шутер для настоящих мужиков!

К игре прилагали вот такие замечательные календарики с модными шрифтами и незатёртым игровым интерфейсом
К игре прилагали вот такие замечательные календарики с модными шрифтами и незатёртым игровым интерфейсом

Как мы уже знаем, в прошлый раз ребята из «Мультимедиа технологии и чего-то там» попытались скопировать гениальную Lost Vikings и сделали стрёмный шлак. Как думаете, что у них получилось с кошмарной Параграф 78 в качестве примера для подражания? Правильно, получился кошмарный трэш в кубе.

Хотя с «примером для подражания» я всё же перегнул. Боец ФСКН — это тупейший клон Параграфа, рескин, если хотите. Интерфейс, текстурки, модели оружия, анимация (вернее то, что там вместо анимации) — всё это не создавалось, а напрямую копипастилось у одной из самых позорных игр отечественной игровой индустрии. Однако нормально скопипастить тоже не удалось, ибо костыли кодеров-самоучек не выдерживали напора графических красот уровня первой PlayStation и заставляли потеть даже самые актуальные на 2007 год игровые системы. Короче, симметричный ответ на пиндосскую SWAT 4 не задался.

Уверен, что это не баг, а тонкая аллюзия. Наркотики — невидимый враг общества
Уверен, что это не баг, а тонкая аллюзия. Наркотики — невидимый враг общества

Впрочем, игра отлично демонстрировала подрастающему поколению, насколько трудно, тяжело и неприятно быть бойцом спецназа ФСКН, что, вероятно, от неё и требовалось. Чтобы играть в Бойца ФСКН нужна дисциплина, выдержка и крепкие нервы, а жмакнуть по «alt+f4» и поджав хвост убежать в какую-нибудь GTA или Mafia может каждый слабак!

Игры для Министерства обороны

А напоследок у нас действительно эпичный случай попила бюджетов на том, что исполнители считали играми. Скорее всего, многие о нём слышали и помнят, но не упомянуть его в контексте этого материала никак нельзя.

В 2010 году Сергей Собянин, тогда ещё занимавший пост вице-премьера, раскритиковал методы патриотического воспитания молодежи, назвав их устаревшими и замшелыми. На критику быстро отреагировали в Министерстве обороны РФ и запустили тендер на разработку патриотических компьютерных игр, который в том же году выиграла компания «Систематика». Объём работ был оценён в 36 000 000 рублей (эту сумму стоит держать в голове).

Если в случае с Антинаркоманией и Бойцом ФСКН можно было попытаться как-то отрецензировать получившийся продукт, то здесь этого сделать не получится, поскольку исполнитель сумел выдавить из себя лишь флеш-версии «Тетриса», «Морского боя» и «Сапера», а так же «Тест на воинское звание». В общем, можете сами оценить уровень эффективности освоения бюджетных денег.

Как-то сразу в армию захотелось
Как-то сразу в армию захотелось

В 2012-м году результаты деятельности «Систематики» прокомментировал тогда ещё действующий гендиректор геймдевелоперской компании Destiny Development — Антон Аграновский:

На разработку каждой из игр, которые сейчас размещаются на сайте Министерства, необходим месяц и усилия трех человек — художника, флешера и программиста. При этом зарплаты программиста и художника составляют около 100 тысяч рублей в месяц, а зарплата флешера от 45 до 50 тысяч. То есть максимальная стоимость разработки такой игры, даже если учитывать расходы на электричество и покупку компьютеров, составляет не более 10 тысяч долларов.

Однако на этом сюр не заканчивается. Очень скоро выяснилось, что «Систематика» даже не занималась разработкой этих игр — всё было выкачано с сайтов-сборников флешек, разукрашено в камуфляж и залито на сайт Минобороны.

Сейчас на сайте Минобороны доступен только «Тест на воинское звание». Остальные игры выпилили
Сейчас на сайте Минобороны доступен только «Тест на воинское звание». Остальные игры выпилили

Итогом всей этой удивительной спецоперации предприимчивых граждан стало возбуждённое уголовное дело по статье «мошенничество в особо крупном размере». Fin.

***

Скорее всего, я упустил другие занимательные примеры государственной поддержки отечественной игровой индустрии, поэтому ваши дополнения в комментариях крайне приветствуются. А ещё приветствуются ваши лайки и подписки на этот канал в Дзене, а также мой Телеграм и ВК.