В конце прошлого года Институт развития интернета при поддержке администрации президента России анонсировал новый конкурсный формат финансирования молодёжного патриотического контента. 3 млрд. бюджетных рублей уйдут на поддержку творческих людей и организаций, которые возьмутся производить медиа и интерактивный контент прославляющий прошлое, настоящее и будущее России.
Очевидно, что эта идея возникла как очередной ответ на доминирование западной повестки в медиапространстве, и на первый взгляд ничего плохого в этом нет. Однако у подобных инициатив в России есть определённый бэкграунд, о котором организаторам конкурса не хотелось бы вспоминать. А вот мы возьмём и вспомним, как именно раньше осваивались бюджетные деньги спущенные сверху на пропаганду тех или иных идей, и какого уровня продукт получался на выходе.
Антинаркомания
Эту штуковину разработали в 2006 году по заказу Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. «Антинаркомания» должна была пояснить даже самым маленьким детишкам, что наркотики — плохо, наркомания — стрёмно, а ФСКН — круто!
Контора с длинным бюрократическим названием «Мультимедиа технологии и дистанционное обучение» смогла выдавить из себя платформер с головоломками, который всеми силами пытался копировать культовую Lost Vikings от Blizzard. Стоит признать, что референс выбрали не самый плохой, да и жанр не подразумевает совсем уж свинского попила денег на трэшаке — какой-никакой процесс полноценной разработки тут необходим.
В центре истории тут три героя с различными способностями. Суровый Инспектор ФСКН (викинг с мечом) в команде с не менее суровой Школьницей (прыгающий викинг) и Школьником-скейтером (викинг с щитом) решают несложные загадки и побеждают врагов-наркоманов, чтобы в итоге добраться до главных злодеев — местного «Уолтера Уайта», что синтезировал новый особенно злобный наркотик, и его подельника — карикатурного босса наркомафии.
«Антинаркомания» распространялась бесплатно и без копирайтов, что по задумке авторов должно было подстегнуть её вирусность в интернетах. С вирусностью получилось не слишком хорошо, зато это удивительное программное ископаемое легко можно найти, скачать и запустить даже в 2020-м. А ещё благодаря пресс-релизам от ФСКН у нас теперь есть вот такие чудесные новости за 2007 год от государственных СМИ:
Первыми с компьютерной новинкой познакомились ученики общеобразовательной школы села Птичник. Около ноутбука столпились не только мальчишки, неравнодушные к компьютерным играм, но и девочки. Школьникам представили игру, которая, по задумке авторов, поможет сформировать отвращение от наркотиков.
Боец спецназа ФСКН России
А вот теперь мы ступаем на тропу по-настоящему лютого трэшняка и (спойлер) с неё уже не свернём. Заказчик и разработчик тут те же, что и у Антинаркомании, но теперь это не какая-то там дурацкая аркада для детей, а самый настоящий 3D-шутер для настоящих мужиков!
Как мы уже знаем, в прошлый раз ребята из «Мультимедиа технологии и чего-то там» попытались скопировать гениальную Lost Vikings и сделали стрёмный шлак. Как думаете, что у них получилось с кошмарной Параграф 78 в качестве примера для подражания? Правильно, получился кошмарный трэш в кубе.
Хотя с «примером для подражания» я всё же перегнул. Боец ФСКН — это тупейший клон Параграфа, рескин, если хотите. Интерфейс, текстурки, модели оружия, анимация (вернее то, что там вместо анимации) — всё это не создавалось, а напрямую копипастилось у одной из самых позорных игр отечественной игровой индустрии. Однако нормально скопипастить тоже не удалось, ибо костыли кодеров-самоучек не выдерживали напора графических красот уровня первой PlayStation и заставляли потеть даже самые актуальные на 2007 год игровые системы. Короче, симметричный ответ на пиндосскую SWAT 4 не задался.
Впрочем, игра отлично демонстрировала подрастающему поколению, насколько трудно, тяжело и неприятно быть бойцом спецназа ФСКН, что, вероятно, от неё и требовалось. Чтобы играть в Бойца ФСКН нужна дисциплина, выдержка и крепкие нервы, а жмакнуть по «alt+f4» и поджав хвост убежать в какую-нибудь GTA или Mafia может каждый слабак!
Игры для Министерства обороны
А напоследок у нас действительно эпичный случай попила бюджетов на том, что исполнители считали играми. Скорее всего, многие о нём слышали и помнят, но не упомянуть его в контексте этого материала никак нельзя.
В 2010 году Сергей Собянин, тогда ещё занимавший пост вице-премьера, раскритиковал методы патриотического воспитания молодежи, назвав их устаревшими и замшелыми. На критику быстро отреагировали в Министерстве обороны РФ и запустили тендер на разработку патриотических компьютерных игр, который в том же году выиграла компания «Систематика». Объём работ был оценён в 36 000 000 рублей (эту сумму стоит держать в голове).
Если в случае с Антинаркоманией и Бойцом ФСКН можно было попытаться как-то отрецензировать получившийся продукт, то здесь этого сделать не получится, поскольку исполнитель сумел выдавить из себя лишь флеш-версии «Тетриса», «Морского боя» и «Сапера», а так же «Тест на воинское звание». В общем, можете сами оценить уровень эффективности освоения бюджетных денег.
В 2012-м году результаты деятельности «Систематики» прокомментировал тогда ещё действующий гендиректор геймдевелоперской компании Destiny Development — Антон Аграновский:
На разработку каждой из игр, которые сейчас размещаются на сайте Министерства, необходим месяц и усилия трех человек — художника, флешера и программиста. При этом зарплаты программиста и художника составляют около 100 тысяч рублей в месяц, а зарплата флешера от 45 до 50 тысяч. То есть максимальная стоимость разработки такой игры, даже если учитывать расходы на электричество и покупку компьютеров, составляет не более 10 тысяч долларов.
Однако на этом сюр не заканчивается. Очень скоро выяснилось, что «Систематика» даже не занималась разработкой этих игр — всё было выкачано с сайтов-сборников флешек, разукрашено в камуфляж и залито на сайт Минобороны.
Итогом всей этой удивительной спецоперации предприимчивых граждан стало возбуждённое уголовное дело по статье «мошенничество в особо крупном размере». Fin.
***
Скорее всего, я упустил другие занимательные примеры государственной поддержки отечественной игровой индустрии, поэтому ваши дополнения в комментариях крайне приветствуются. А ещё приветствуются ваши лайки и подписки на этот канал в Дзене, а также мой Телеграм и ВК.