Найти тему
Коллизиум

Как изменился музей? От Парижа до Абу-Даби

Оглавление

Концепция музея проживает постоянное изменение, его роль в жизни города и сообщества постоянно модифицируется. Сегодня мне хотелось бы рассмотреть эволюцию этого института вместе с архитектурой. Чтобы попытаться понять, как они менялись и реагировали на происходящее в мире, я постараюсь выделить семь из самых важных музеев своих эпох.

Лувр

Утренний Лувр
Утренний Лувр

Лувр считается одним из первых созданных музеев в современном понимании. Своему окончательному обособлению он обязан французской революции, двери публике были открыты в 1793 году, в здании королевского дворца, спроектированного архитекторами П. Леско, Л. Лево, К. Перро.

Лувр пополнял свои коллекции из королевских запасов, а позже, во время наполеоновских войн, туда стали попадать военные трофеи, а также находки с археологических раскопкок.

Именно Лувр и методология построения экспозиций, которую разработал его куратор Доминик Виван-Денон стал идеалом европейской модели музея, которую долгое время пытались воссоздать по всему миру.

Пирамиды Лувра, с сайта izi.travel
Пирамиды Лувра, с сайта izi.travel

С течением времени, музею понадобились дополнительные помещения и большие холлы для вмещения постоянно увеличивающегося количества посетителей. Реконструкция Лувра, благодаря которой он обрел свои знаменитые холлы с пирамидами, происходила в 1985-1989г, проект архитектора Бэй Юймина.

Британский музей

С сайта worldlist.travel
С сайта worldlist.travel

История британского музея развивалась примерно в одно время с Лувром, однако он имеет собственные отличия. Здание, где расположен музей, никогда не было королевским дворцом, его построили специально, в 1847 г, архитектор Роберт Смерк.

Также он уникален тем, что гораздо более далёк от политики, чем французский музей.

Дворик Британского музея с сайта С сайта worldlist.travel
Дворик Британского музея с сайта С сайта worldlist.travel

Как и Лувру, Британскому музею было необходимо преобразование из-за большого количества посетителей. Архитектор Норман Фостер накрыл внутренний дворик музея мембраной, благодаря чему создалось уникальное современное пространство.

МоМА (Нью-Йоркский музей современных искусств)

MoMA в 1939 году, с сайта Time.com
MoMA в 1939 году, с сайта Time.com

Идея создания музея, посвященного современному искусству, витала в воздухе продолжительное время, воплотилась она в 1929 году в Нью Йорке. Данное событие уникально тем, что раньше музеи полностью стремились сохранить европейскую модель Лувра.

Не имея предшественников, МоМА стал первым значимым вкладом США в развитие искусств. Он начинал свою историю на этаже офисного здания в 1929 году, и получил собственное специально построенное здание лишь в конце 30-х. С тех пор музей претерпевает постоянные изменения - разрастается и меняется, одной из знаменательных была его реконструкция в интернациональном стиле Филипом Джонсоном.

Можно заметить разницу в архитектуре - музеи стали стремиться быть более прозрачными, привлечь в свои стены все слои населения.

Музей после реконструкции. С сайта States-of-America.ru
Музей после реконструкции. С сайта States-of-America.ru

Примечательно также то, что сам музей стал одной из ключевых фигур разделения терминов Modern и Contemporary, постепенно все более олицетворя историю современного искусства, нежели само современное искусство.

Центр Жоржа Помпиду

Послевоенная Европа долго затягивала свои раны, музеи в восстановлении городов были не в приоритете. Финансирование музеи получили только в 70-х годах, и их ждали большие перемены.

Музей Жоржа Помпиду, главный фасад
Музей Жоржа Помпиду, главный фасад

С целью восстановления жизни одного из районов Парижа, Жорж Помпиду предложил создать центр современного искусства. Для определения его облика был проведен конкурс, который выиграла команда архитекторов Ричарда Роджерса и Ренцо Пьяно.

Фасад в стиле хай тек изначально был принят публикой неоднозначно, но позже он стал знаковым зданием Парижа и одной из самых посещаемых достопримечательностей.

Музей Гуггенхайма

Музей Гуггенхайма - это один из первых и самых посещаемых собраний современного искусства, но его уникальность заключается в том, что это первый глобальный музей.

Филиалы Гуггенхайма расположены в нескольких точках мира: в Нью Йорке, Бильбао, Венеции, Сеуле, Берлине. Также в проекте находятся филиалы в Абу-Даби, Гвадалахаре, Вильнюсе и Хельсинки.

Музей в Нью Йорке, с Wikipedia.org
Музей в Нью Йорке, с Wikipedia.org

Первое здание в Нью Йорке было спроектировано архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом. Автор отошёл от всех музейных канонов, создав пространство, в котором посетитель воспринимает картины, спускаясь сверху вниз.

Несмотря на его уникальность, кураторы отмечают, что данный музей подходил далеко не для каждой экспозиции.

Музей в Бильбао, с сайта tourister.ru
Музей в Бильбао, с сайта tourister.ru

Филиал в Бильбао спроектировал Френк Гэри. Его строительство вдохнуло новую жизнь в портовый город и привлекло огромное количество туристов. Здание является одним из величайших примеров деконструктивизма.

Тейт Модерн

Проект галереи Тейт Модерн является результатом удачного стечения обстоятельств.

Зданию повезло с местоположением - оно расположено прямо напротив собора Святого Павла, с которым его соединяет мост. Как и сам музей, мост был открыт к началу нового тысячелетния, и стал одним из излюбленных мест туристов.

Элемент здания музея.
Элемент здания музея.

В процессе создания музея проектировщики - Херцог и де Мёрон, старались учесть все пожелания куратора, а также ошибки всех своих предшественников. В итоге - пространство было способно вместить большое количество посетителей, а его интерьер позволяет разместить практически любую экспозицию современного искусства и может удовлетворить запросам многих художников.

Несмотря на это, строение также было расширено, и в 2006 году обзавелось пирамидой. Изначально одна должна была быть стеклянной, но после пожеланий принца Чарльза, фасад сделали кирпичным, и музей обрёл нынешний облик.

Лувр в Абу Даби

Очень примечательно, что для меня этот список начинается и заканчивается с Лувра, но на этот раз, расположенного в другой части света.

Лувр в Абу Даби, с сайта tourister.org
Лувр в Абу Даби, с сайта tourister.org

Здание нового Лувра расположено на территории будущего острова-музея, архитектор Жан Нувель.

Для возможности использования названия "Лувр", правительство Абу Даби заключило соглашение с властями Парижа на 30 лет. Музей позиционирует себя как мост между Востоком и Западом.

Купол Лувра Абу Даби, вид из интерьера
Купол Лувра Абу Даби, вид из интерьера

Несмотря на невероятную коллекцию, для меня ещё более примечательным явлается само здание музея, оно очень органично создаёт иллюзию нахождения над морем и под открытым небом.

Уникальные кружева куполов не только подчёркивают региональное расположение музея, но и создают игру света, особенно заметную в атриуме.

Можно сказать, что день за днём музеи становятся всё более открытыми и демократичными. На мой непрофессиональный взгляд, экспозициям становится тесно в стенах зданий, поэтому они стремятся вырваться за их пределы, к стиранию границ между различными сферами искусства.