Т-35 — советский тяжёлый танк межвоенного периода. Разработан в 1931—1932 годах инженерами специализированного конструкторского бюро (КБ) под общим руководством Н. В. Барыкова. Является первым в СССР тяжёлым танком, запущенным в массовое производство — в 1933—1939 годах на Харьковском паровозостроительном заводе. В рамках нескольких небольших партий было выпущено 59 серийных машин.
Тяжёлый танк Т-35А на параде. Москва, Красная площадь, 1 мая 1934 года.
Т-35А образца 1936 года
Классификация
Танк прорыва
Боевая масса, т
58
пятибашенная, классическая
Экипаж, чел.
11
Годы производства
Годы эксплуатации
Количество выпущенных, шт.
2 прототипа;
59 серийных
Размеры
Длина корпуса, мм
9720
Ширина, мм
3200
Высота, мм
3430
Клиренс, мм
530
Бронирование
Тип брони
стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса, мм/град.
70
Лоб корпуса (верх), мм/град.
30/20°+20
Лоб корпуса (середина), мм/град.
20/35°+20
Лоб корпуса (низ), мм/град.
20/40°+20
Борт корпуса, мм/град.
10+10+5
Борт корпуса (верх), мм/град.
20/0°+10+10
Борт корпуса (низ), мм/град.
20 + 10 (фальшборт)/0°
Корма корпуса, мм/град.
20+20
Днище, мм
10—20/90°
Крыша корпуса, мм
10/-90°
Лоб башни, мм/град.
20 или 15/0°+50
Борт башни, мм/град.
20/0° или 15/0°+30
Корма башни, мм/град.
20/0° или 15/0°
Крыша башни, мм
10—15/-90° или 10/-90°
Вооружение
Калибр и марка пушки
1 × 76,2-мм КТ-28;
2 × 45-мм 20К
Тип пушки
нарезные танковые
Длина ствола, калибров
16,5 у КТ-28;
46 у 20К
Боекомплект пушки
96 у КТ-28;
226 у двух 20К
Углы ВН, град.
−5° — +25° КТ-28;
−8° — +32° 20К
Углы ГН, град.
360° КТ-28;
191° носовой 20К;
184° кормовой 20К
Дальность стрельбы, км
6,4 из пушек по ТОП, 3,6 — ПТ-1, 1,6 — ДТ по ТОП
ПТ-1 обр. 1932 г.
ТОП обр. 1930 г.
6—7 × 7,62-мм ДТ,
10 080 патронов
Подвижность
Тип двигателя
V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Л
Мощность двигателя, л. с.
500 при 1445 об./мин.
Скорость по шоссе, км/ч
28,9
Скорость по пересечённой местности, км/ч
14 по грунтовке
Запас хода по шоссе, км
100
Запас хода по пересечённой местности, км
80—90 по грунтовке
Удельная мощность, л. с./т
10
Тип подвески
сблокированная попарно, на горизонтальных пружинах
Ширина гусеницы, мм
526
Удельное давление на грунт, кг/см²
0,78
Преодолеваемый подъём, град.
20
Преодолеваемая стенка, м
1,2
Преодолеваемый ров, м
3,5
Преодолеваемый брод, м
1
Т-35 представлял собой пятибашенный тяжёлый танк классической компоновки, с пушечно-пулемётным вооружением и противопульным бронированием, и предназначался для поддержки пехоты и качественного усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве сильно укреплённых позиций противника. Т-35 является единственным в мире пятибашенным танком, выпускавшимся серийно, и самым мощным танком Красной Армии 1930-х годов.
С 1933 года танки Т-35 поступали на вооружение пятой тяжёлой танковой бригады (5 ттбр) РККА, с 1936 года выделенной вместе с остальными ттбр в состав резерва Главного Командования. До 1941 года Т-35 ни в каких боевых действиях не участвовали, однако ограниченно применялись в ходе манёвров и учений и часто использовались в военных парадах, являясь зримым воплощением военной мощи СССР. Т-35 принимали участие в боевых действиях начального этапа Великой Отечественной войны в составе 34-й танковой дивизии Киевского ОВО, однако очень быстро были потеряны, в основном — из-за технических неисправностей (лишь семь танков было потеряно в бою). Осенью 1941 четыре танка Т-35 принимали участия в боях за Харьков в составе отдельного противотанкового отряда. Все они были потеряны в бою.