Найти тему
Просто о жизни

Такие разные две первые учительницы

Нередко бывает, что одни учителя наносят психологические травмы детям, и эти травмы уходят на дно, оставаясь на всю жизнь. А другие учителя помогают пробираться по лабиринтам этого мира, давая почувствовать ученикам собственную силу и раскрывая способности.

Мне 7 лет. Одна из первых бесед учительницы с классом. Её зовут Надежда Васильевна. Она молода, красива и строга. Чересчур молода и чересчур строга.
В детском саду я была "звезда" - командовала играми, придумывала роли. Была уверена и амбициозна, получалось всё, за что бралась.

Школа мне последовательно "кромсала крылышки". Учительница в той беседе использовала известный приём для демонстрации силы коллектива - один прутик можно легко переломить, а пучок - невозможно. Я встала и уверенно сказала - дайте мне, я справлюсь с пучком. Уверена была в себе на все 100%.

Разумеется, пучка мне не дали. Оставили после урока и сделали выговор. Четко помню, что сильно разозлилась. И на учительницу, что она истолковала моё желание как попытку подорвать её авторитет, и на себя, что в глазах одноклассников выглядела не лучшим образом. Поняла, что выставила себя полной дурой.

В итоге, я осталась при своем мнении ("личность и одна способна творить историю"), но была огорчена, что расстроила учителя. С тех пор я своё "особое" мнение часто держала при себе. А учительница использовала все мои малейшие промахи, чтобы принизить меня или сбить с меня "спесь", как она это видела. Да, я страдала от нелюбви ко мне. Но получила жизненный урок - перестать быть зазнайкой и ставить себя выше других.

Но, честно говоря, это было нелегко, так как я уже прочитала вслед за старшим братом его учебники и, собственно, в первых классах мне делать было нечего. А любимой игрой с мамой был русский язык. Разбор предложения по частям речи - увлекательнейшая забава. Задачи по математике решались влет, без записей, казались такими простыми.

В начале 3 класса мы переехали по новому месту службы отца, и там мне повезло с учителем. Эта спокойная милая женщина, Нина Григорьевна, быстро разглядела меня, и как-то скоро почти все 4-ые уроки - рисование, труд - стали проходить под мои пересказы историй и сказок.

Местные ребята из поселка ненавидели "офицерских" детей.
По-видимому, замешано это чувство было на зависти. Завидовали и тому, что лучше одеты-обуты, и более культурные-воспитанные, и в конце концов уедут отсюда, конечно же, в "лучшую жизнь".

Я училась в 8-летке леспромхоза, и периодически кого-нибудь из офицерских "били". Больше доставалось, конечно, мальчишкам. Брат поначалу приходил пару раз с расквашенным носом, но он быстро нашел друзей и был "принят" в компанию одной из улиц.

Меня же после того, как я в первый же день на последнем уроке начала рассказывать "Старика Хоттабыча", оберегали. Но свой розовый ранец, купленный во время отпускной поездки в Ленинград, на родину мамы, я догадалась снять. Чтобы не доставлять страдания девчонкам и не подставляться под насмешки.

Однажды я принесла слайды о Петродворце, чтобы показать их классу с помощью диапроектора. В итоге класс рыдал от хохота, лежа на партах.
9-летки видели в этих прекрасных статуях и фигурах фонтанов только голых теток и дядек. Я же была в глубоком недоумении, и переломить ситуацию не смогла, чему очень огорчилась. Не помню, что именно сказала мне учительница. Но именно тогда я поняла, что люди очень разные не только по способностям и характерам, но и по ступеням развития. И эта удивительная женщина дала почувствовать мне внутри себя отношение к своим одноклассникам с оттенком материнской любви к неразумным детям.

Вскоре Нина Григорьевна посадила меня с одним из мальчиков - Димкой, и стала нам давать другие задачки по математике, постепенно все более "головоломнее". Мы соревновались друг с другом с упоением и азартом. Так и продолжали вплоть до окончания школы, когда эти наши "игры" уже были на уровне областной олимпиады. Дима уехал учиться на инженера в Комсомольск-на-Амуре, а я - на мехмат Новосибирского госуниверситета. С легкой руки Нины Григорьевны.

Таковы были мои первые учительницы. С первой мне не очень повезло, со второй - больше :)

Уверена, что каждый может вспомнить учителей как первого типа, так и второго. Интересно, а каких было больше в вашей жизни?..