И вот в энергетику пришел Анатолий Борисович Чубайс.
Незаметно, но быстро основные постулаты Российской энергетики – «НАДЕЖНОСТЬ, КАЧЕСТВО, ПРФЕССИОНАЛИЗМ» сменил девиз современности «ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ!!!».
Но где их взять?
В стране гиперинфляция, промышленность разваливается, предприятия стоят, налоги и зарплаты никто не платит, а вся страна воплощает в жизнь на рынке основной постулат капитализма – «ТОРГОВЛЯ – Двигатель прогресса».
Да что там на рынке, даже крупные промышленные предприятия воплощали в жизнь постулат «Ты мне, Я тебе!», меняя болты на ботинки, ботинки на конфеты и дальше, дальше, дальше…
Помните?
А нужны деньги! И много!
И началось. Вновь всплыли ваучеры, но уже в виде современной реальности – в виде векселей. Почему то российская пресса обошла стороной и молчанием этот этап реформ энергетики, а ведь он был первым и знаковым этапом, определившим весь ход и направление последующего реформирования, плоды которого мы пожинаем и сегодня.
Казалось бы, что такого особенного, вексельные схемы применяются во всем мире и успешно позволяют решить те или иные проблемы в экономике. Но это в экономике. А в энергетике своя специфика, привнесенная главным реформатором.
Для неспециалистов поясним. Платежи за электроэнергию шли плохо, росли долги. Но у руля же Чубайс. И заработала схема векселей по принципу ваучера.
Например, ваше предприятие должно за электроэнергию 1 млн.рублей. Вдруг к Вам приезжает некий посредник и предлагает за 700тыс.рублей купить вексель, которым вы сможете полностью погасить вышеуказанный миллионный долг предприятия. Круто? 30% скидки! Конечно круто! Даже в условиях гиперинфляции редкий директор откажется от такого предложения.
Интересный, но ожидаемый нюанс в другом. В том, что приехавший к вам посредник сам такой вексель изначально покупал в РАО «ЕЭС» порой за 200-500тыс.рублей в зависимости от близости к кормушке, пардон – к руководству РАО «ЕЭС».
Ну и что, что само РАО «ЕЭС» при этом получало убыток в 50-70%, зато в кармане таких посредников и их покровителей из генералитета РАО оседали миллионы и миллиарды вполне полновесных рублей.
А вы думали откуда они, эти первичные капиталы у тех, кто сегодня владеет электрогенерацией, тех, кто продолжил дальнейшую реформу энергосбытового сектора, тех, кто своими миллионами покорял сердца молоденьких певиц и моделей, ну и наверно того, кто сегодня доказывает происхождение своих министерских капиталов, находясь в местах не столь отдаленных?
И когда нам рассказывают о подвигах, деловых качествах и деловой хватке того или иного чиновника РАО 90-ых, получивших известность на погашении миллиардных долгов предприятий России за потребленную электроэнергию, нужно иметь в виду вышеописанную схему. Тогда и придет истинное понимание всей «грандиозности и сложности» этого процесса.
Вот это и был первый этап так называемого «реформирования» энергетики. Нужно отдать должное Анатолию Борисовичу. Отчасти это его заслуга, что от товарного обмена по принципу «ВСЕ на ВСЕ» середины 90-ых мы вновь вернулись к отношениям по принципу «ТОВАР-ДЕНЬГИ». Ведь энергетика, это по сути своеобразная кровеносная система страны, пронизывающая все части и клеточки нашей экономики. И если она возвращается к товарно-денежным отношениям, то рано или поздно отношения «товар-деньги» послужат своеобразным толчком к их возвращению и в другие отрасли экономики. И это единственный положительный эффект, который непосредственно с реформой энергетики не связан ни коим образом.
А вот отрицательный эффект первого этапа реформ от векселизации энергетики не заставил долго себя ждать. Он то и привел, плавно но планово, к тому, что заговорили о нехватке денег на модернизацию и развитие генерирующих мощностей, на поддержание системной надежности, на закупку топлива и расходных материалов, и прочее, прочее, прочее. Тем более, что вот этот, первый этап реформы энергетики денег государству, как таковых, и не дал. Достаточно значительная их часть осела в карманах генералитета РАО и всевозможных посредников. Да, да, да, через достаточно короткий срок число посредников в таких схемах возросло настолько, а дивиденды от реализации схемы упали столь значительно, что у генералитета РАО пришло понимание о необходимости завершения этого этапа реформирования энергетики.
Первый этап завершили!
Переходим ко второму?
Переходим, так переходим – выделяем монопольные и конкурентные сектора, монопольные – государству, конкурентные – на продажу.
Монопольные – это электрические сети.
Но раз государству, то на этом этапе реформирования самим реформаторам это не интересно.
Генерация? Здесь нужны начальные вложения. То же неинтересно, пусть пока порезвятся олигархи. Пока.
А вот энергосбыты – ТАМ ЖЕ ВСЕ ДЕНЬГИ! Это интересно, с них и начнем.
Об этом наша следующая статья.