Найти тему
Рок на БиС

Израильский рок. Часть 2.

Для наших "географических" обзоров мы не выбираем музыкантов в зависимости от их музыкального стиля. Неважно, какую музыку они играют. Главное, что делают это качественно. Поэтому, сегодня начнем с команды, стиль которой различные источники определяют как black metal/death metal/melodic black metal. И всё это с очень сильной ближневосточной фольклорной составляющей.

На всех сайтах, посвященных "тяжелому металлу", Melechesh обозначены как группа из Израиля. На самом деле, это достаточно формальное определение. Группа действительно начала свою карьеру в Иерусалиме (и Вифлееме), однако её участники не были этническими евреями, а принадлежали к ассирийскому, армянскому и мизрахим (арабско- еврейскому) меньшинствам. Вдобавок они не являлись гражданами государства Израиль.

Название «Мелехэш» состоит из двух слов на иврите и арамейском, מלך (мелех — царь) и אש (эш — огонь). Допустимо также другое произношение meleKesh. Огненный царь или царь огня.

Лого Melechesh. party-san.de
Лого Melechesh. party-san.de

Melechesh был основан в 1993 году как сольный one-man проект Мелекешем Ашмеди (Melechesh Ashmedi). В следующем году в состав группы добавились гитарист/басист Молох (Moloch) и барабанщик Лорд Кёрс (Lord Curse). Особых стилистических метаний у группы не было. Вокалист/гитарист/басист/клавишник и идеолог проекта Ашмеди хотел играть "тяжелую" музыку с ассирийскими (месопотамскими) влияниями как в музыке так и в текстах, основанных на оккультных и мифологических темах. И именно такую Melechesh и играли с самого начала.

Видео канала Nuclear Blast Records. Песня с альбома 2010 года The Epigenesis.
В 1995 году группа выпустила официальное демо "As Jerusalem Burns...Al Intisar". Релиз привлек внимание любителей андеграундного металла, но вслед за известностью пришли проблемы. Одна из местных газет напечатала интервью с музыкантами, в котором зачем-то выставила их сатанистами. Парнями заинтересовались правоохранительные органы города Иерусалима, их обвинили "в предполагаемом участии в деятельности темного культа". Дело в итоге длилось пару лет и кончилось ничем, но осадок остался.

В 1996 году команда выпустила на виниле 666 вручную пронумерованных копий EP "The Siege Of Lachish" (был переиздан тоже на виниле в 2008 году фирмой Tarot Prod. еще меньшим тиражом в 300 копий).

Обложка EP взята на MMA
Обложка EP взята на MMA

В декабре того же года американский лейбл Breath of Night Recordings выпустил дебютный полноформатный диск с перезаписанным демо под тем же названием "As Jerusalem Burns...Al Intisar". Мне показалось, что альбом вышел немного сумбурным, что в нем больше дэта, чем блэка. Также на нем нет никаких внешних красивостей. Ближневосточные интонации переданы гитарной игрой и барабанными узорами. "Главный подход один – никакого Аладдина и Диснея в музыке" - говорил позже Ашмеди.

Следующий альбом Melechesh был выпущен только пять лет спустя. В этот период уместились концерты в Земле Обетованной (1997), переезд лидера группы и второго гитариста Молоха в Европу (Голландия и Франция) в 1998-ом, работа над вторым альбомом.

Второй альбом получился более глубоким и четко структурированным. В связи с переездом в Европу в записи участвовал новый ударник из американского блэк-металлического акта Absu Proscriptor и басист Al' Hazred. В текстах остались неизменными темы шумерской и месопотамской мифологии.

В этом же составе, но с ещё более высоким качеством композиций был записан альбом "Sphynx" (2003). Он даже был в числе 10 наиболее важных металлических релизов 2003 года.

В дальнейшем Melechesh издали ещё три альбома в том же музыкальном ключе и с той же тематикой текстов. Все они неизменно пользовались успехом у поклонников и получали высокие оценки специализированной прессы.

Альбомы Melechesh "Emissaries" 2006, "The Epigenesis' 2010, "Enki" 2015.
Альбомы Melechesh "Emissaries" 2006, "The Epigenesis' 2010, "Enki" 2015.

В настоящее время Ашмеди живет в Амстердаме. А его напарник по первому составу Молох обосновался в Норвегии и преподает политологию в одном из местных университетов.

Из интервью Ашмеди с сайта darkside.ru:

"Cкажем, я слушаю альбом “Seasons In the Abyss” Slayer. И я такой: ух ты! Каждая песня отличается. Я слушаю Metallica “Master of Puppets” – все песни разные. То же и с Rainbow, Mercyful Fate – каждая их песня не похожа на другую. И все это хард-рок! Я исхожу из того, что мы (Melechesh) рок-группа. Даже несмотря на то, что я играю экстремальную музыку, на самом деле для меня это тоже рок-музыка. Риффы, грув, партии ударных… Другое дело, если это вызывает скуку. И выяснить это мы можем на сцене. Я нахожу очень интересным тот момент, когда звучит какая-то часть песни, и ты понимаешь что это за песня. А у некоторых экстремальных групп так сходу и не определишь, что именно они там играют, если ты вдруг зашел на концерт и не слышал вещь с начала. Многие команды берут пример с тех групп, которые им нравятся. В моем случае, я смотрю на корни метал-музыки: что формировало метал, дало ему грув, какие чувства. Поэтому Mercyful Fate, Deep Purple, Led Zeppelin, Black Sabbath, а также психоделический рок – все это учит тому, как правильно использовать гитару, выразить настроение, задать ритм, грув.

Мне нравятся ... классические вещи, такие как суфийская музыка, которая очень медитативная. Если говорить о ближневосточной музыке, то я люблю афганскую, а также индийскую, персидскую музыку, но всю в классическом виде. Она очень спиритуалистическая и обладает отличной, темной атмосферой."

Гастроли Melechesh в Москве 29.02.2020

Второй группой сегодняшнего обзора станет симфоник-проговый коллектив Trespass. Все предыдущие герои заметок об израильском роке в своем творчестве так или иначе касались ближневосточной этники. И вот, наконец, группа с чисто западной музыкой.

Trespass -это группа из трех человек из Израиля. Гил Штейн (Gil Stein) - keyboards, vocals, recorders, guitars, Гэбриел Вайссман (Gabriel Weissman) - drums, Рой Бар-Тур (Roy Bar-Tour) - bass.

Музыка Trespass сочетает разнообразие, виртуозность и легкую пародийность, редко слышимую в столь серьезном жанре прогрессивного рока. Эта группа исполняет энергичный коктейль из symphonic prog / baroque pop/ jazz-rock/folk и возвращает все эти стили к жизни. В целом это можно сравнить с ELP, The Nice Focus, UK или даже, несмотря на непохожесть звука, но похожесть настроения, с Jethro Tull.

In Haze of Time - дебютный альбом Trespass. Записанный в январе 2001 года и выпущенный полтора года спустя французской фирмой Musea, этот диск может обмануть любого старого поклонника жанра.

Клавишник Гил Штейн достиг абсолютного винтажного звучания - его органная игра восхитительна. Кит Эмерсон и Рик Уэйкман восторженно аплодируют. Ещё бы побольше запоминающихся мелодий. Таких как в первой пьесе о "Порождениях ночи" или сюите" Орфей ". Англоязычные слушатели ругают акцент и синтаксис Гила в вокальных частях композиций. А нам и так хорошо. Те, кто ищет аутентичный прог-рок, оценят музыкальность альбома в целом и инструментальные композиции отдельно.

Второй альбом Trespass ещё интересней первого. Музыка по-прежнему в значительной степени коренится в наследии The Nice/ELP. Хотя явных влияний классической музыки тоже много. Гил Штейн по-прежнему лучше играет на Хаммонде, чем поет. Но претензий к нему как певцу и автору текстов становится значительно меньше.

Альбом "Morning Lights" содержит пять частей, попадающих в две категории. Первая композиция "Song of Winds", и две последние, "Vivaldish" и Forest Birds' Fantasy" носят сильный пасторальный оттенок с сильным барочным уклоном. "Песнь ветров" - перевод Баха на язык прога, " Вивальдиш " - это современная адаптация Скрипичного концерта Ля Минор Антонио Вивальди. К ним примыкает и "Фантазия Лесных Пташек". Второй и третий треки - два эпических прогрессивных рок-полотна. У них лишь один недостаток одновременно являющийся достоинством. Здесь слишком много всего. И музыкальных идей, и исполнительского мастерства. Перегруз по современным меркам. Впрочем, любителям прогрессивного рок-канона это придется по душе.

К сожалению последний альбом Trespass датирован 2006 годом. Увы, но подобная музыка давно не в тренде...

Продолжение израильского рока будет.

Израильский рок. Часть 1.