С сентября около 11 миллионов гектаров территории Австралии пылают огнем. На сегодняшний день известно, что в пожарах погибло по меньшей мере 26 человек, были разрушены более 2300 домов, больше полумиллиарда животных сгорели или задохнулись. Но цифры рассказывают только часть истории. Шлейф дыма преодолел Тихий океан, достигнув Буэнос-Айреса. Обычно флегматичное общество Австралии было потрясено.
Может показаться, что Австралия сильно уязвима против лесных пожаров. Но это не совсем так. Многие страны имеют те же физические и политические условия, которые подожгли Австралию, в том числе схожую местность и правительство, которое еще не полностью осознало новую реальность, продиктованную климатическими изменениями. По всему миру пожары становятся все более разрушительными. В зоне риска в первую очередь - западное побережье Америки и Средиземного моря, юг Африки и отдельные участки в Центральной Азии. Если это похоже на приступ паники, помните, что в 2018 году в Калифорнии произошли самые смертоносные лесные пожары в истории штата, в результате которых погибло более 80 человек, а часть Лос-Анджелеса была эвакуирована; а в Греции от пожаров погибло более 100 человек.
Уроки австралийской трагедии важны. Одним из них является то, что климатические изменения повышают угрозу возникновения пожаров. Да, лесные пожары являются давней частью экологических процессов на некоторых территориях. Но по мере того, как мир становится все жарче и суше, разрушительная сила этих пожаров ощутимо возрастает.
В 2019 году средняя температура в Австралии была самой высокой с начала наблюдений в 1910 году, на полтора градуса выше долгосрочного среднего значения. В то же время количество осадков было на 40% ниже долгосрочного среднего значения и было самым низким с 1900 года. В течение, по крайней мере, десятилетия климатические модели, иногда высмеиваемые скептиками, точно предсказали усиление засух и повышение уровня пожарной опасности в Австралии.
Второй урок состоит в том, что, по мере усиления пожаров, прежние способы их оценки и сдерживания устаревают. Как ни странно, австралийская система планирования пожаров является одной из передовых в мире - например, в Австралии осуществляют профилактические контролируемые возгорания, чтобы в целом снизить вероятность возникновения неконтролируемых воспламенений. Тем не менее, эта система разгромлена. Теперь необходимо думать о том, как уживаться с огнем. В некоторых местах, вероятно, необходимо соорудить строительные конструкции, которые смогут сдерживать пламя. Другие регионы могут стать непригодными для проживания людей. Если правительство и гражданское общество не будут действовать, будут действовать финансовые рынки. В Калифорнии страховые компании потеряли 24 миллиарда долларов из-за недавних пожаров, а стоимость перестрахования этих рисков стремительно растет, поскольку инвесторы не хотят покупать дома в опасных местах.
Последний урок заключается в том, что, поскольку климатические изменения перестают быть абстрактными прогнозами температуры и становятся чем-то, что можно буквально пощупать, изменится и политика вокруг них. Консервативные политики Австралии давно занижают климатические риски, отчасти потому, что около 70% экспорта страны приходятся на добычу природных ресурсов, в частности угля и железной руды, отправляемых в Китай.
Премьер-министр Австралии Скот Моррисон одержал блестящую победу на выборах 2019 года, отчасти поднявшись на климатически скептической платформе, привлекшей внимание Квинсленда, крупного угле-промышленного центра. В настоящее время Моррисона критикуют за отсталую политику в области климата и заикающуюся реакцию на пожары. На данный момент его рейтингу может ничего не угрожать, но 61% австралийцев считают изменения климата насущной проблемой. Рано или поздно в жарких, сухих местах по всему миру политики, которые не справляются с климатическими катастрофами, могут обнаружить, что их авторитет растворяется в дыму.