Найти в Дзене
BookMix.ru - Всё о книгах

Книги в книге: что читают персонажи романов

12 января 1969 года родился английский прозаик Дэвид Стивен Митчелл, автор «Облачного атласа», «Сна №9» и «Тысячи осеней Якоба де Зута». Особенно сильно он полюбился читателям после масштабной экранизации «Атласа», что собрала под одним крылом кучу громких актерских имен.

Его влияние в современной литературе оказалось так велико, что писателю посчастливилось даже поучаствовать в одном из самых интересных арт-проектов века – «Библиотеке будущего», книги из которой мир увидит только через 100 лет.

К счастью, другие его работы находятся в свободном доступе для современников :)

Как и многие писатели, Дэвид любит литературу до такой степени, что использует ее в книгах и «заставляет» персонажей чувствовать читательскую страсть и любовь. А кто еще использовал реальные литературные произведения в качестве второстепенных «персонажей»? Ответ – в сегодняшней подборке.

Приятного чтения!

Дэвид Митчелл «Облачный атлас»

Фантастическое полотно, охватывающее несколько временных промежутков, тесно друг с другом переплетенных. Шесть полноценных историй – от 19 века к киберпанку Южной Кореи будущего и закату цивилизации с возвращением к ручному земледелию… У каждой истории-новеллы свой голос, свое настроение. Во второй части, например, ярко и сочно звучит Ницше с его легендарным «Так говорил Заратустра».

-2

Владимир Набоков «Лолита»

Несмотря на все свои недостатки и даже преступления, главный герой скандального романа Набокова Гумберт Гумберт может похвастаться умением тонко чувствовать все великолепие искусства вообще и литературы в частности. В романе кто только не упоминается и не цитируется по случаю: и «Дон Кихот» Сервантеса, и «Отверженные» Гюго, и творчество Агаты Кристи, и даже «Жюстина» маркиза де Сада. Естественно, не просто так – раскрывая противоречивую личность человека с губительными наклонностями.

-3

Харуки Мураками «Норвежский лес»

Литература и джаз – две вещи, которые с завидным постоянством появляются в книгах Мураками. Страстный коллекционер джазовых пластинок и заядлый читатель Харуки никогда не игнорировал любимые занятия в собственном творчестве. Конкретно в «Норвежском лесе», в свое время открывшем в России муракамиманию, герой читает «Волшебную гору» Томаса Манна, созвучную его собственной одинокой и неторопливой жизни. Еще одна отсылка к «Горе» - удаленный от цивилизации санаторий для тех, кто борется с душевными невзгодами, куда отправляется подруга героя.

-4

Джон Фаулз «Волхв»

Сложное многоплановое произведение, которое не всегда понимают даже бывалые интеллектуалы. «Маг» на греческом острове, психологические эксперименты над людьми, плотская любовь… И, конечно, в нем очень-очень много литературы: тут сказочная «Алиса в стране чудес» соседствует с экзистенциализмом Сартра, маркиз де Сад прекрасно уживается с Генри Джеймсом и его «Поворотом винта», а старому-доброму Диккенсу вполне комфортно рядом с распутником Генри Миллером.

-5

Артуро Перес-Реверте «Клуб Дюма, или Тень Ришелье»

В романе два параллельных сюжета, связанных с книгами. Но если история поисков дьявольского фолианта из разряда фантастики, то линия клуба Дюма – вовсе нет. Закрытое сообщество коллекционеров рукописей Дюма размышляет о том, кто станет новым обладателем бесценного листка бумаги, но интриги и попытки овладеть им вскоре переходят все границы… О Дюма и его творчестве Артуро пишет в романе много и с огромной читательской любовью.

-6

Майкл Каннингем «Часы»

Сердце романа о трех временных промежутках – это Вирджиния Вулф и ее роман «Миссис Дэллоуэй». Текст книги связывает между собой очень разных женщин так тесно и необычно, что невозможно оторваться! Пока сама Вирджиния пишет роман и борется с депрессией, домохозяйка из Калифорнии 50-х с помощью чтения находит мужество изменить жизнь, а прогрессивная жительница Нью-Йорка конца 20 века невероятно похожа на героиню того самого произведения.

-7

Дай Сы-цзе «Бальзак и портниха-китаяночка»

Книги – как окошко в свободный мир. Без шуток. Герои романа живут в эпоху «перевоспитания» интеллектуалов беднейшим крестьянством в глухой провинции – молодых людей массово ссылали работать на земле и лишали всякой возможности духовно развиваться. И вдруг именно в предгорьях Тибета они находят целый чемодан запрещенных книг – русских классиков, Бодлера, Киплинга, Флобера, Стендаля, Дюма… И Бальзака, так любимого детьми «врагов народа».

-8

Стивен Чбоски «Хорошо быть тихоней»

Школьник Чарли, несмотря на внешнее благополучие, уже успел столкнуться с такими вещами, что оставляют в душе неизгладимый след… Но, благодаря молодому и активному учителю, находит отдушину в книгах, которые впитывает словно губка. Через его руки (и письма, адресованные «бумажному» другу) проходят Джэром Сэлинджер и Харпер Ли, Айн Рэнд и Уильям Берроуз, Фрэнсис Фицджеральд и Генри Торо, Джек Керуак и, неожиданно, сказочная история о Питере Пэне.

-9

Мэри Энн Шеффер, Энни Бэрроуз «Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков»

Книга с таким названием, само собой, вмещает целую кучу прекрасных вдохновляющих книг, благодаря которым маленький островок пережил все ужасы войны, не теряя энтузиазма и надежды на лучшее. Именно туда приезжает молодая писательница за новым сюжетом. А также за тем, чтобы поговорить о сестрах Бронте, Уильяме Водсворте, Шекспире, Джейн Остин, Сенеке и многих-многих других.

-10

Мюриель Барбери «Элегантность ёжика»

Хоть некоторые снобы и считают иначе, все же литература – это дар для всех и каждого, кто умеет читать и обладает жаждой знаний. Например, для неказистой и незаметной серой мышки предпенсионного возраста, работающей консьержкой в доме для состоятельных господ. Пока никто не видит и не судит ее за непрезентабельную внешность и непрестижную работу, она зачитывается Львом Толстым и удивительно тонко чувствует красоту «Анны Карениной».

-11

Вы наверняка сможете назвать еще много книг, подходящих под тему подборки. Не стесняйтесь и пишите свои варианты в комментариях!

Ставьте лайки, подписывайтесь, делитесь публикациями - это поможет развиваться каналу и радовать Вас увлекательными подборками и рекомендациями!