Найти в Дзене
FILMS.IN

Фильм «Должно быть, это рай» – взгляд со стороны.

Постер фильма
Постер фильма

Если бы я позволил себе пофантазировать в отношении названия, то я бы выбрал «Сулейман, смотрящий с ветки». В своем последнем фильме палестинский режиссер Элиа Сулейман, который вернулся после десятилетия художественного молчания, направляет камеру на себя. В общей сложности, он молчаливый и целостный, ищет смысл и ответы на вопросы, а иногда я просто переходит все границы.

Вместо непрерывной истории Сулейман показывает сборник анекдотов, скетчей, связующим звеном которого является его альтер эго на экране. Некоторые из них повествуют, как сосед, заявляющий, что он не крадет лимоны, которого поймали с поличным, начинает отнекиваться и это выглядит смешно и забавно.

Палестинский художник разделяет страсть к абсурду, практически весь фильм он проводит с каменным лицом. Сулейман не ограничивается одним типом юмора. Он плетет элементы фарса в миниатюрах, иногда он даже позволяет себе быть антигероем. Следуя примеру Жака Тати, с которым часто сравнивают создателя, скетчи выложены с социальными комментариями.

Хоть фильм и начинается в Палестине, герой быстро покидает свой дом, чтобы наконец добраться до следующего скетча и сравнить новый город с родиной. Сначала он посещает Париж, затем Нью-Йорк. Язык и широта меняются, но проблемы остаются теми же. Куда бы Сулейман ни шел, он становится свидетелем недоразумений и ссор, возникающих из-за неспособности людей общаться друг с другом. Хотя сцены юмористические, у них имеется горькое послевкусие - для автора они являются признаком старости, и в последующих годах, похоже, лучше уже не будет.

-2

Палестинский режиссер не уделяет большого внимания техническим вопросам. Феноменальная простота фильма «Должно быть, это рай» прекрасно сочетается с наблюдениями Сулеймана, который, давайте будем честны, не обнаруживает круг людей с его взглядами, интересами. Недостатки визуального характера восполняются честностью и изобретательностью последующих шуток. Неудивительно, что режиссер покинул Канны в 2019 году с двумя наградами - FIPRESCI и специальной премией жюри «Маленький большой кинотеатр».

Оценка 7/10

-3