Что может быть более пугающим, чем экзамен? Только первый в твоей жизни университетский экзамен, да ещё и по непрофильному предмету. Вот именно в такой ситуации я и оказалась. А если прибавить к этому тот факт, что в школе я все одиннадцать лет была отличницей, то вы можете себе примерно представить моё состояние.
Это много позже я поняла, что нервы дороже оценок, и научилась относиться к экзаменам со здоровой долей пофигизма. В тот же раз я тщательно выучила наизусть каждый билет, ибо понять физику было выше моих сил. Утром перед экзаменом старательно соблюла все рекомендации: лёгкий завтрак, контрастный душ, таблетку глицина под язык и пятак под пятку. Нарядилась как на собеседование и, прихватив букетик цветов, отправилась в институт.
Естественно, в аудитории ещё никого не было, и лишь помаявшись часок, я дождалась преподавателей и первых студентов. Не знаю как получилось, что отвечать я пошла в первой пятёрке - никогда этого не любила.
Билет мне достался не особенно сложный и написала я его быстро, но идти отвечать не спешила, несмотря на то, что первому предлагали оценку на балл выше. Однако бесконечно тянуть невозможно и идти сдавать все-таки пришлось.
Я бойко отбарабанила первый вопрос, довольная тем, что меня не перебивали допами и замолчала, переводя дух.
— Деточка, а почему вы дали именно это определение электрона? Оно, конечно, верное, но я предпочитаю другое - и экзаменатор лихо нарисовал на полях моего конспекта большой минус, обведенный кругом.
Я не могла понять что происходит. Это шутка? Минус за верное определение, которое ему не нравится? Но преподаватель и не думал шутить.
Второй вопрос я отвечала куда менее уверенно, но более обстоятельно, отрезая возможности для маневра. Меня также внимательно выслушали, не перебив ни в одном месте. Только в этот раз этот факт как-то не особо радовал. И не зря.
— Деточка, ответили вы верно. Только скажите, почему вы изобразил схему ручкой, а не карандашом? Так не принято, милочка, - и ещё один жирный минус появился на моей работе.
Третьим вопросом была задача, но я уже вообще не осознавала что отвечаю. Бурное воображение вчерашней отличницы услужливо подбрасывало картинки отчисления, позорного возвращения домой и работы уборщицей.
Я совершенно не удивилась, услышав уже привычное:
— Деточка, решено все верно, но где же обозначения? - и третий красный минус.
Мы сидели молча. Я с трудом удерживалась от слез, все-таки школьное воспитание подсказывало, что это не выход. Он, казалось, о чем-то думал.
— Деточка, ну и что же мы будем с вами делать?
Я лишь пожала плечами, прикусив губу.
— Деточка, ну вы же понимаете, что поставить пять я вам не могу? Четвёрка вас устроит?
Сказать что я потеряла дар речи - это не сказать ничего. Четвёрка? Конечно устроит, дайте две! Я тут уже успела похоронить и себя, и свое будущее, а вы какие-то дурацкие вопросы задаёте. Ура, мне поставят четвёрку!
— Да - тихо ответила я вслух.
Через пять минут я уже летела по осенним лужам, трепетно прижимая к себе зачётку. Да я ни одной пятёрке никогда так не радовалась, честное слово!
***
Через четыре года, заканчивая институт, я случайно встретила этого экзаменатор в коридоре.
— Ну что, деточка, выучила правильное определение электрона? - усмехнулся он.
И знаете, я ответила. Спустя четыре года ответила. Ну не чудо ли?