С самого начала фильм "Сита и Рама" дает ряд весьма занятных поводов для размышлений на тему обычаев и исторических событий, так что я даже подумываю добавить ему тэг "исторические сериалы".
Возьмем первые же кадры! Нам показывают Митхилу, где царит двенадцатилетняя засуха. "Парджанья двенадцать лет не прольет дождей" -- читавшие индийские эпосы, конечно, помнят эту фразу, обозначающую высшую степень недовольства божественных сил. Там, где совершили этот грех, там, где применили это оружие... Мифологический штамп, повторяющийся весьма часто, но откуда он взялся?
Вот даже затрудняюсь предположить, что в нашем мире могло бы послужить достойной параллелью этой угрозе. Глобальное потепление не катит, оно неспособно внушить должную степень ужаса. Сравнивать тут можно разве что со страхом перед ядерной войной и ее последствиями в прошлом веке. Даже падение астероида или взрыв Йеллоустоунского вулкана едва ли подойдут для сравнения, так как остаются все же умозрительными угрозами, тогда как страх древних индийцев перед длительной засухой был осязаемым, генетическим, въевшимся в кровь и кости. И удивляться тут, как оказалось, нечему.
Древняя цивилизации долины Инда, Мелухха, или, как ее называют сейчас, цивилизация Хараппы, пришла в упадок незадолго до прихода ариев. Причина этого долго была загадкой. Однако исследования, проведенные с 2003 по 2008 годы учеными пяти стран -- Индии, Пакистана, США, Румынии и Великобритании, изучившими климатическую и геологическую эволюцию местности за 10000 лет, позволили наконец сделать окончательный вывод. Причиной стали климатические колебания, в случае долины Инда приведшие к изменению характера выпадения муссонных дождей.
Для людей того времени все и впрямь должно было выглядеть гневом богов, насланным за грехи: дожди перестали выпадать в привычное время, муссонные и ледниковые реки мелели и меняли русла. Река Сарасвати, по преданиям превосходившая сам Инд, буквальным образом превратилась в легенду: ее отыскали только в наши дни с помощью космической съемки.
Люди были вынуждены покидать великолепные благоустроенные города и переселяться восточнее, туда, где можно было вести сельское хозяйство и таким образом выживать.
К слову, от этой же климатической встряски пострадала не только Хараппа. Посочувствовать индам могли бы египтяне, у которых на сотню лет перестал нормально разливаться Нил. Летописи там уже велись, поэтому мы можем представить воцарившийся хаос с массовым голодом, людоедством и мятежами, обрушившими Древнее царство. Едва ли Хараппе было легче, особенно поначалу, когда крестьяне, теряя урожай за урожаем, начали было "искать счастья" в городах, страдавших от нехватки воды и продовольствия.
Легко представить, что значило слово "засуха" для людей, чьи предки не так уж и давно пережили по ее вине крушение мира. Не греши! Иначе тебя не Индра саданет ваджрой, и не Шива поразит трезубцем, все будет куда хуже -- Парджанья двенадцать лет не прольет дождей! Дожди, идущие вовремя, -- без шуток! -- символ благодати и благоволения высших сил.
Этот мотив есть и в "Махабхарате": царь Шантану вступает на престол в обход старшего брата, заразившегося проказой. Принц Девапи, не претендуя на трон, уходит отшельничать. Но у земли Хастинапура свое мнение, она хочет царем Девапи -- и она отвечает той самой двенадцатилетней засухой. Проблему с трудом удается разгрести с помощью обрядов и жертвоприношений. Годы спустя другой царь династии Куру на обвинение в незаконном захвате трона ответит: "Парджанья в моих владениях проливает дождь по желанию их жителей". И это козырной туз. Дождь, идущий не просто вовремя, а еще и когда это желательно людям! Тут даже говорить не о чем. Царь не просто законен -- он безмерно угоден своей земле! А всякие дравиды, несогласные с арийской "лествицей", могут идти тем самым лесом, в котором просидели последние тринадцать лет.
Спросят: откуда эти мотивы попали в арийский эпос? Так арьи жили не в вакууме и от местных не так уж изолировались, как бы ни хотелось нашим доморощенным ревнителям чистоты расы думать иначе (кто не верит, читаем эпосы, обращая внимание на цвет кожи героев). К тому же еще вопрос, не зацепила ли засуха и их (давно известно, что именно пересыхание степи -- первая причина, способная заставить кочевников-скотоводов сняться с привычных, до последней травинки и родника знакомых пастбищ, и рвануть "за счастьем" куда глаза глядят). Да и финал хараппской трагедии они застали.
Таким образом, подводя итог: можно оценить Событие -- именно так, с заглавной буквы, -- которым становится явление Ситы. Это реально спасение, знак, что Митхила не оставлена богами, избавление от всех девяти казней египетских разом, Солнце, проглянувшее после ядерной зимы. Даже если смотреть на миф с сугубо материалистической точки зрения: девочка, найденная столь необычным образом, чей первый взгляд и вздох так чудесно совпали со зримым знаком прощения богами всех грехов жителей Митхилы -- она просто не могла не быть сочтена воплощением кого-то из богинь.
А вот откуда она с той же гнусно-материалистической точки зрения могла появиться в борозде... об этом в другой раз. Продолжение следует...
PS. Уважаемые читатели, если кто-то из вас сейчас возмущенно занес пальцы над клавиатурой, намереваясь объяснить мне, что Сита и Рама жили миллион лет назад, а цивилизация Хараппы погибла в ядерной войне, -- умоляю воздержаться! Я -- историк, так что все это знаю, но скрываю :)