Оригинал статьи
Сюзанна Вайсс, 30 марта 2015
С вами бывало такое – вот вы указываете кому-то на неприемлемые слова или поведение, а тут они уже переворачивают ситуацию с ног на голову и обвиняют вас в ответ? Любой, кто пытался привлечь внимание к сексизму (или расизму, или гомофобии, и вообще к чему-либо в этом роде), вероятно, может себе представить чувство разочарования и замешательства, когда указав на двойные стандарты или микроагрессию, в ответ получаешь обвинения в неадекватной реакции или в том, что ты, дескать, «слишком сильно прикапываешься».
Хотя я всеми руками за дружеские дебаты, некоторые оппоненты на самом деле даже не пытаются вникнуть в вашу позицию - они пытаются от нее отмахнуться. Вот несколько дешевых приемов, которыми люди пользуются, пытаясь забраковать феминизм - и что вы можете сказать в свою защиту, если они готовы слушать.
1. Газлайтинг
Как это звучит: «Ты слишком остро реагируешь». «Человека нельзя обидеть, он может только обидеться». «Никто не может заставить тебя чувствовать что-либо без твоего разрешения». «Можно палками переломать кости, но словами навредить нельзя».
Люди используют газлайтинг, - заставляют других сомневаться в собственных чувствах и винить себя за свои эмоциональные реакции – не только чтобы отделаться от феминисток, но и вообще против любого, кто делает им замечания. Эта тактика часто выражается в «глубокомысленных» банальностях о толстой коже, но не позволяйте обмануть себя: на самом деле это оправдание, которое люди используют, чтобы говорить все что угодно и при этом не нести ответственность за последствия. Предлагая вам прокачать толстокожесть, они обходят настоящую проблему: для того, чтобы общаться с ними, требуется толстая кожа. Насколько вы ранимы и оскорбляют ли вас в данный момент – два разных вопроса.
Если вы точно знаете, что действительно среагировали на задевшего вас человека, а не на что-то другое, - и если вы не в припадке параноидного бреда, но в данном случае я придерживаюсь презумпции невиновности - человек, который вас оскорбил, несет за это ответственность. Если вас кто-то ударил – синяк будет у вас; если вас ранили неосторожными или обидными словами, вы имеете право расстроиться. И у вас есть право на то, чтобы вас услышали.
Недавний эпизод «Девочек» стал отличным примером газлайтинга против феминисток. Когда Ханна на занятиях указывает одному из своих сокурсников на то, что он в качестве примеров упоминает только авторов-мужчин, тот в ответ называет ее «истеричкой».
То, что вы замечаете сексизм там, где другие его не видят, не делать вас истеричкой; это говорит о том, что вы очень внимательны и наблюдательны.
Как реагировать: я бывало фантазировала о том, чтобы отвечать газлайтерам резко и саркастично, в стиле «Наверное, я просто не умею, как ты, контролировать свои реакции на все. А сквозь огонь проходить не пробовал?» Увы, лучшим вариантом, по-видимому, будет указать на то, что газлайтер такой же человек, и не способен контролировать свою реакцию на все, и наверняка когда-то на кого-то обижался и чувствовал себя оскорбленным. Спросите, как бы он себя чувствовал, если бы в той ситуации кто-то газлайтил его подобным образом.
2. Взывание к мужским правам
Как это звучит: «Знаете, наше общество предъявляет к мужчинам совершенно нереалистичные стандарты». «Вы не знаете, что значит быть мужчиной, поэтому вы не можете говорить, что это женщины находятся в невыгодном положении».
Нет, я могу так говорить, потому что я живу с этим каждый день. Есть статистические данные и пережитый многими женщинами опыт, подтверждающие это. Единственный плюс во всей отстойности положения женщины в нашем обществе состоит в том, что я понимаю сексизм на глубоком личном уровне - и я заслуживаю возможности делиться этим пониманием.
Я всецело сочувствую мужской борьбе с гендерными стереотипами, и меня бесит пренебрежение, с которым они сталкиваются, когда становятся жертвами насилия. Но, как метко сказано в этом ролике, когда у человека горит дом, вы не станете доказывать ему, что люди иногда еще и тонут - вы предложите им шланг.
Я не знаю, каково это - быть мужчиной. Но поскольку наше общество представляет мужские перспективы как универсальные, действующие по умолчанию, они определенно куда более доступны, чем перспективы женщин, гендер-квир людей и других групп, чей опыт стирается. Мужчины и другие привилегированные сообщества могут многое выиграть, прислушавшись к этим систематически подавляемым голосам.
Как реагировать: вам не нужно доказывать свое угнетение статистикой, но если вы пытаетесь убедить кого-то, кто отвергает ваш жизненный опыт, может быть полезно оперировать некоторыми эмпирическими данными о разрыве в заработной плате, представленности женщин на руководящих должностях, или сексуальных домогательствах – и иметь их под рукой.
3. Обвинение феминисток в паранойе
Как это звучит: «Ты просто нарочно ищешь сексизм». «Ты уверена, что не предвзята?» «Ты придираешься к словам». «Ты слишком глубоко вчитываешься».
Если разобрать эти комментарии, получается, что обвинитель подразумевает, что ты неспособная быть объективной маньячка уже просто потому что феминистка. В самом деле, если вы критически размышляете о проблемах, с которыми сталкивается наше общество, и скептически относитесь к СМИ или ставите под сомнение чужие предубеждения - как можно верить, что вы сами точно сообщаете о событиях или высказываете достаточно здравые суждения?
Подобно газлайтерам, те, кто обвиняют феминисток в паранойе, действуют так, как будто вы рыщете повсюду, нацепив сексизм-очки, чтобы распекать окружающих, какие они все сексисты.
Или, может быть, они и есть сексисты.
Как реагировать: вам не нужно доказывать, что вы не страдаете параноидальным расстройством, но, как и в случае с защитниками прав мужчин, наличие какой-либо статистики может оказаться полезным, если вы собираетесь ввязаться в спор.
4. Взывание к человеческой солидарности
Как это звучит: «Кровь у всех одного цвета». «Мы должны рассуждать о людях, как о людях, и точка».
Поскольку ваши показания об личном опыте притеснения и дискриминации, с которыми вы столкнулись, не соответствуют картине этого человека о бесполом, безрасовом, бесклассовом обществе, - они полностью нивелируют и отрицают его.
Это сопротивление иногда возникает из-за путаницы между описанием того что есть - и личными установками. Когда люди слышат, как вы описываете мир, в котором люди разделены на категории, и доводите до них сведения об опыт определенных групп, они опасаются, что вы отстаиваете эти категории и увековечиваете их. Нет. Вы просто говорите о них.
Взывание к человеческой солидарности также может быть вызвано чувством вины. Члены привилегированных групп хотели бы думать, что они не способствуют дискриминации и не извлекают никакой выгоды от чьего-либо угнетения. Апеллирование к человеческой солидарности позволяет им это, но кроме того игнорирует историю.
Как реагировать: Объясните, что, хотя вы разделяете надежду на мир, в котором все люди любых рас, классов и гендерных идентичностей держатся за руки и поют Кумбайю, - но это пока что еще не тот мир, в котором мы живем. И мы должны решать текущие проблемы, специфические для женщин и других маргинализированных групп, чтобы достичь этого будущего.
5. Ссылки на науку
Как это звучит: «Мужчины лучше разбираются в математике». «Женщины более эмоциональны». Ну и все в таком духе – сами знаете.
В средствах массовой информации изобилуют исследования различий между мужчинами и женщинами, но многие из них основаны на сомнительных доказательствах, или вовсе не оправдывают неравенство, для подтверждения которого их используют сексисты.
Важно помнить, что культура формирует наш мозг и поведение. Вместо того, чтобы использовать исследования гендерных различий для обоснования разного восприятия мужчин и женщин, мы можем использовать их, чтобы разобраться, как неравное обращение способствовало этим различиям.
Например, некоторые увлекательные психологические исследования показали, что родители с младенчества воспринимают мальчиков и девочек по-разному и по-разному с ними обращаются. Даже когда они на самом деле наблюдали за мальчиками, которых просто переодели в девочек, взрослые по-прежнему воспринимали «девочек» как более общительных. Они также недооценивали способности к развитию своих дочерей, - при том, что способности сыновей представляли достаточно точно. Эта разница в восприятии, заложенная родителями в своих детей с самого рождении, становятся самоисполняющимися пророчествами.
Как реагировать: укажите, что наука также показывает, что гендерные различия могут быть культурно обусловлены, - и мы должны быть осторожны, чтобы не поощрять сексизм, который укореняет их, называя естественными.
Вы также можете упомянуть, что даже хотя гендерные различия в среднем имеют место быть, существует и масса сходства. Фактически, между разными женщинами больше различий, чем между средним мужчиной и средней женщиной. В обобщениях часто упускаются из виду другие факторы, такие как раса, класс и культурное воспитание - не говоря уже о том, что они полностью игнорируют транс*людей, объединяя гендер с хромосомами. Споры о гендерных различиях могут быть полезны, но только тогда, когда они рассматриваются в контексте культуры, которая их порождает, и только при условии, что признаются другие идентичности, с которыми пересекается гендер.
6. Чучело женщины (Подмена тезиса)
Как это звучит: «Вы говорите, что женщины выше?»
Не-а, не говорю.
«Вы говорите, что мужчины не бывают жертвами сексуального или семейного насилия?»
Нет, и этого тоже не говорила.
«Вы говорите, что мужчины и женщины одинаковы?»
Что-то не припомню, чтобы я такое сказала.
Как реагировать: Нет, нет, нет, ничего подобного я не говорила. Если вам приходится переспрашивать, точно ли я сказала именно так - значит, очевидно, нет.
Все эти советы прекрасны и замечательны, если вы желаете вообще во все это ввязываться, но помните, что вы не обязаны. Анти-феминистки, защитники прав мужчин и газлайтеры не всегда хорошие слушатели, поэтому иногда лучшим вариантом будет просто от них отделаться - особенно, если вас попросту троллят.
Куда более важно то, что вы говорите себе, а не своим противникам: вы не слишком остро реагируете, вы не попираете права мужчин, вы не параноик, вы не принижаете человеческую солидарность, вы не отрицаете науку и вообще не сказали ни слова из того, что другие люди вам приписывают. Вы сражаетесь за правое дело. Поэтому продолжайте делать то, что должны.