Найти в Дзене
В школу без проблем

Подготовка к школе: приступаем или можно не спешить?

Оглавление

Подготовка к школе - задача, которую необходимо решить родителям каждого дошкольника. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить ребенка в школе.

Готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения, адаптации к школьному обучению. Таким образом выделим базовые требования к будущему первокласснику:

  • устная и письменная речь
  • математические представления
  • знакомство с окружающим миром
  • адаптация к школьному обучению

Это теоретическая часть. Перед родителями же стоит практическая задача, требующая принятия конкретного решения. Итак, подготовка к школе: приступаем или можно не спешить?

Рассмотрим задачу для каждой возрастной группы отдельно:

Начинать подготовку к школе ранее 3-4 лет не рекомендуется. Такого мнения придерживается современная педагогическая наука. Источник, например, здесь.

Поэтому возраст до 3-4 лет не рассматриваем. При этом важно помнить, что психологическая готовность к школьному обучению вырастает из традиционно детских занятий раннего возраста, главное место в которых занимает игра.

3-4 года

Работу по формированию элементарных математических представлений у ребёнка целесообразно начинать с трёх лет. От того, насколько успешно будет организовано первое знакомство с цифрами, формой, величиной, множеством, зависит дальнейшее математическое развитие малыша.

В это же время удобный момент начать знакомиться с буквами и звуками, получать начальные знания об окружающем мире, развивать мелкую моторику. Следовательно, родителям детей 3-4 лет пора начинать (и рекомендуется) готовить ребенка к школе.

4-5 лет

Для детей этого возраста пришло время усвоить некоторые математические термины вычислительных действий: "прибавить", "вычесть", "получится", "равняется". У ребенка происходит формирование и развитие сообразительности, зрительной памяти, наглядно-схематического мышления.

Пора развивать фонематический слух и совершенствовать навыки произношения звуков русского языка, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Если подготовка к школе еще не началась - приступать обязательно.

5-6 лет

Дети этого возраста накапливают практический опыт действий с реальными предметами, что даёт возможность усвоить основные математические понятия и отношения. Все практические упражнения ребенок должен уметь сопровождать словесным отчетом от том, что и как он делает, каков результат.

Насколько хорошо ваш ребенок умеет слушать и выполнять указание взрослого? Это умение окажется в этом возрасте самым необходимым. Ведь даже умный, способный и знающий ребёнок не сможет хорошо усвоить новые знания, если плохо воспринимает то, что говорит ему взрослый. Наступил самый крайний срок для начала предшкольной подготовки.

6-7 лет

Уже совсем скоро ваш ребенок станет школьником. Это один из важнейших этапов в его жизни и в жизни вашей семьи. От того насколько успешным будет вхождение ребёнка в школьную обстановку, зависят не только результаты учебы, но и то, что он приобретёт для своего личностного развития в процессе обучения, насколько комфортным для психики ребенка будет пребывание в стенах школы и на занятиях.

Если до 6-7 лет ребенок не готовился к школе - есть риск не успеть подготовиться качественно в комфортной и спокойной обстановке. Заниматься необходимо интенсивно, что может привести к переутомлению (учитывая, что в этом возрасте у детей очень часто есть другие нагрузки - танцы, музыка, спорт, технические кружки и прочее). В этом возрасте начинаем подготовку и руководствуемся высказыванием - лучше поздно, чем никогда.

Запрыгиваем в последний вагон

Что делать, если совсем не удалось подготовиться к школе? Например, в семье были на это веские и уважительные причины. Постараемся использовать последнюю возможность наверстать упущенное. Знания учащихся в первом классе не оцениваются. Это даёт возможность не получать двойки за отсутствие знаний. Одновременно с обучением в школе, родителям придется заполнить пробелы в знаниях и умениях, которые должен был получить ребенок при подготовке к школе.

Делать так крайне не рекомендуется. Заниматься штурмовщиной в первом классе - большая ошибка. Переутомление, отсутствие ситуации успеха на фоне других учеников, риск психоэмоционального срыва - это только часть проблем с которыми столкнутся родители такого первоклассника. Так делать нельзя.

Подведём итог

Почему я рекомендую начинать подготовку к школе с 3-4 лет? В этом возрасте для некоторых упражнений вполне достаточно заниматься по 15 минут в день, несколько раз в неделю. У вас достаточно времени, чтобы заняться познавательной деятельностью, освоить навыки взаимодействия и общения, проработать регуляцию эмоций, пройти адаптацию.

Интеллектуальное развитие ребёнка не единственная задача, решаемая родителями дошкольника. В раннем возрасте очень часто требуется заняться здоровьем малыша. То, что взрослому кажется простым и понятным, у неподготовленного ребенка 6-7 лет может вызвать непреодолимые затруднения.

Устранить отставание от других учеников при отсутствии какой бы то ни было подготовки - очень трудная (часто непосильная) задача для первоклассника. Если попали в такую ситуацию, постарайтесь не опускать руки, помогите своему ребенку подтянуться до уровня класса.

Какие рекомендации?

Итак, с 3-4 лет - начинать подготовку рекомендуется, в 4-5 лет - приступать обязательно, в 5-6 лет - самый крайний срок, к 6-7 годам - благоприятное время упущено, но лучше поздно, чем никогда. Отдавать ребенка в школу без подготовки закон не запрещает, но делать так крайне нежелательно.

Вместо заключения

В жизни каждой семьи множество важных и интересных событий. Современный ребенок с раннего детства имеет самые разносторонние интересы. Нагрузка большая, распределять её необходимо равномерно, делая комфортные перерывы для игры и отдыха. Начиная подготовку с 3-4 лет, семья имеет возможность без ущерба для ребенка качественно подготовиться к школе и оставить в жизни ребенка место для разных полезных занятий и увлечений.

------------------------

Автор Ксения Алексеева