Найти тему
Колесо

Новый уровень драматургии. Мнение о пятом сезоне «Острых Козырьков»

Оригинальное название: Peaky Blinders
Жанр:
Драма, Криминал
Год выхода:
2019
Шоураннер:
Стивен Найт
В ролях:
Киллиан Мёрфи, Пол Андерсон, Хелен МакКрори, Софи Рандл, Финн Коул, Гарри Киртон, Эйдан Гиллен, Сэм Клафлин, Аня Тейлор-Джой

Всем здесь уже давно известно о моей практически безграничной любви к сериалу «Острые Козырьки». Если что, в стародавние времена я уже писал статью про первые 4 сезона этой, к сожалению, не очень знаменитой на просторах нашей страны, гангстерской драмы — её можно прочитать вот здесь.

В статье я сосредоточусь на том, как в новом сезоне устроена драматургия, опустив разговоры о визуальном воплощении, актёрской игре, музыке и всём, о чём я уже говорил ранее. С первой серии все составляющие были на высоком уровне, на котором остаются по сей день. Пополнение в касте — шикарное. Но я хочу поговорить о том, что удивило меня больше всего.

-2

Новый сезон доставил мне огромное количество удовольствия, потому что, как указано в заголовке, Стивен Найт, на мой взгляд, вышел на совершенно новый уровень драматургии и работы с персонажами. Его главным нововведением стала концентрация на одном единственном герое — Томасе Шелби, которого играет Киллиан Мёрфи.

Казалось бы, Том на протяжении всех сезонов был человеком, который всегда вёл свою игру и полностью выкладывал все карты только в кульминации. Но в пятом сезоне его нарастающее отчуждение становится настоящим помешательством. Он достигает вершин, которых по факту никто из членов семьи достичь не может и становится настолько могущественным, что это становится причиной мании, фобий и настоящей паранойи. Буквально каждый персонаж отходит на второй план, выпуская вперёд Томаса Шелби.

Конечно, к этому были предпосылки — у героя умерла жена, образ которой он как будто видит в каждой последующей женщине, с которой делит быт и постель. Семья становится фактором, который делит его сознание на две половины — он (впрочем, небезосновательно) видит в ней одновременно и опору, и угрозу. Со временем он перенимает черты каждого из Шелби, которые делают его сильнее как главу, но более уязвимым внутри семьи. И самое главное — с момента первого сезона, когда мы видим Тома, который полностью держит всё в своих руках, он меняется до неузнаваемости: жизнь настойчиво ломает его уверенность в своих силах и превращает в эмоционально нестабильного человека, который называет своё положение в обществе не иначе, как «трон» и ищет каждого, кто хотел бы этот «трон» занять.

-3

Но не стоит думать, что все остальные выполняют исключительно функциональную роль. Второй план — не равно «функция». У других персонажей тоже есть свои сюжетные арки, которые так или иначе пересекаются с тем, что стоит у Томаса на кону, и часто завязаны на моральных выборах и соблазне посягнуть на «трон». Причём в этот раз конфликт разворачивается сразу с двух, если не с трёх сторон.

Раньше проблема заканчивалась на одном сезоне, но потом вызывала цепную реакцию в другом. На момент начала пятого сезона все прошлые разборки теоретически разрешены, но появляются новые, которые кажутся отголосками завязки сериала. Мотивы новых противников семьи рифмуются с мотивами самих Шелби в самом начале истории. Они хотели получить власть не только в своём грязном районе с парой пабов и локальной букмекерской конторой, герои завидовали тем, кто имеет больше, чем они.

Теперь все завидуют Шелби — у них несколько заводов, военные контракты, экспорт спиртного в Америку, а глава семейства выступает с речами в Конгрессе и лично общается с Черчиллем. Это бесит мелкие банды, основанные по тому же принципу и желающие откусить кусок пирога. А энтузиазм и решительность делает их очень опасными противниками для тех, кто так или иначе расслабился и стремится, наконец, сделать свой бизнес исключительно легальным. Все вокруг чувствуют, что Шелби начинают сдавать позиции — они всё ещё смертоносны, но уже не так сильны, особенно в момент начала Великой Депрессии, когда большое количество зажиточных капиталистов потеряло деньги на бирже.

-4

Но завидуют не только семье, завидуют и лично Томасу, в поле зрения которого входит некий Освальд Мосли — политик, насколько я понимаю, того же ранга, который хочет создать свою собственную партию и решает использовать Тома в своём заговоре, если это можно так назвать. Загвоздка тут в том, что партия эта — ни что иное, как британская ячейка национал-социалистического движения, проще говоря — сборище фашистов, мерзких таких. Но даже новоиспечённые соратники Гитлера не такие мерзкие, как усишки Освальда Мосли и всё остальное Освальда Мосли.

Где-то в редакции редактор редактирует текст:
— Алексей, вы зашли в тупик. Не нужно переходить на бубнёж.
— Понял-принял.
(Прим.ред: всё было не так, я смеялся ;))

Так вот. Мосли, несмотря на открытый конфликтный настрой, предлагает Томасу сотрудничество, надеясь использовать его как пешку в своём восхождении к ещё большей власти. Томас, конечно, соглашается, потому что в лоб этого усатого ему одолеть не по зубам. Параллельно он отодвигает и общий семейный вопрос с конкурирующей бандой, предлагая своим бойцам подождать, пока пройдёт вынужденное перемирие, а потом прихлопнуть обоих тараканов разом. А вот получится ли у него это — я вам не скажу.

-5

Даже пытаться описать то, как выстроена драматургия пятого сезона — задача не из простых. Я и раньше восхищался талантом Найта вообще во всём, что связано с сериалом, но здесь как будто сработал кумулятивный эффект всего бэкграунда «Острых Козырьков», причём как изнутри, так и снаружи. Насколько я понимаю, шоураннер едва ли не с самого начала знает, чем вся эта историю закончится, и к чему он ведёт своих персонажей.

Самое смешное, что я могу назвать все 4 прошлых сезона раскачкой перед следующими тремя (всего планируется 7 сезонов), потому что самое интересное только начинается. Если мы возьмём единую хронологию сериала за сценарную структуру, то завязка фактически получится на 6 часов дольше, чем основные события, и мне, как зрителю, это совершенно не мешает. Это была лучшая завязка из всех, что я видел. Низкий поклон, Стивен. Ждём продолжения.

Читать другие материалы