Найти в Дзене
Красраб

Ушла эпоха лесоэкспорта на Енисее, зачем же ворошить прошлое?

В Красноярске вышла книга Георгия Лапина "Эпоха лесного экспорта на Енисее".

Иностранный пароход под погрузкой в Игарском порту. Фото Б. Иванова. 1935 год
Иностранный пароход под погрузкой в Игарском порту. Фото Б. Иванова. 1935 год

В ней собраны редкие материалы о том, как был организован процесс лесопиления в самой Игарке и как отгружалась ценная сибирская древесина в течение 80 лет на экспорт. Но сделано это в переплетении с событиями, которыми жил заполярный город.

По-другому и быть не может - как не сказать о том, что прирастало население, а значит, коллектив комбината за счёт насильно высланных на Север раскулаченных крестьян и представителей народов, которые записывались во враги народа целыми семьями.

Или как проигнорировать тот факт, что массовые терроры выкашивали ряды ценных специалистов не только в сфере обслуживания или сельском хозяйстве, но и на предприятии, которое "ковало" валюту для всей страны.

На сортировке леса. Ссыльные работают под контролем вооружённого охранника. 40-е годы
На сортировке леса. Ссыльные работают под контролем вооружённого охранника. 40-е годы

Но важно и другое. Главным для автора всё же было показать, как планомерно с годами закладывалась база для производства и отгрузки экспортных пиломатериалов, как совершенствовался механизм взаимодействия всех участников Карских операций на Енисее. Вот как описывает это процесс автор в книге:

"Лесоэкспортные предприятия Маклаковского узла должны были подготовить свою партию товара точно по контракту инопокупателя и погрузить его на баржу в обратном порядке размещения товара на морском судне по коносаментам с соблюдением сроков обработки баржи. Речники должны подать баржи на причалы каждого предприятия в Лесосибирске по их заявке, затем сформировать караван из барж и отбуксировать в Игарку для перегрузки на морские суда. Морские пароходства должны подать в Игарку морские суда по согласованному на каждый месяц графику. Минвнешторг (в/о "Экспортлес") должен продавать весь товар лесоимпортёрам, обеспечить все предприятия контрактами и погрузинструкциями, согласовать с Минморфлотом график отгрузки по странам, портам, размерам судов, условиям фрахтования тоннажа. Игарский ЛПК, как последняя инстанция, должен соблюсти интересы всех ведомств".

Установка пил на лесопильной раме "Болиндер". 1930 год
Установка пил на лесопильной раме "Болиндер". 1930 год

Отгрузка лесного экспорта на Енисее достигала с 1969 года более миллиона кубометров. К этому отрасль края пришла не сразу. С 1960 года стал использоваться пакетный метод обращения пиломатериалов при отгрузке (до этого - россыпью).

Начиная с 1928 года, когда ещё не был построен ни город, ни комбинат, отгрузка экспорта в Игарском порту проводилась на иностранные пароходы. В 1970 году Игарский порт покинуло последнее зарубежное судно, и отгрузка стала производиться только на отечественные теплоходы.

Участники Великой Отечественной войны вернулись на родное предприятие
Участники Великой Отечественной войны вернулись на родное предприятие

В 1989 году было погружено на экспорт 1227,1 тысячи кубометров пилоэкспорта. В следующем году показатель начал незначительно падать, а с 1991 года наблюдалось резкое снижение не только погрузки лесного экспорта, но и показателей работы самого Игарского ЛПК по распилу сырья и напилу пиломатериалов.

Долги, банкротство, невыплаты заработной платы, голодовки работников ЛПК привели постепенно к тому, что на отправке лесного экспорта по Енисею поставили крест. В один голос экономисты, современные менеджеры стали заверять всех и вся, что это невыгодно, что заниматься этим не имеет смысла. Нас все убеждали, что лесной экспорт с Енисея через Северный морской путь невыгоден.

В Игарском морском порту. 50-е годы. Их архива Р. Рейха
В Игарском морском порту. 50-е годы. Их архива Р. Рейха

Сейчас уже многие политики, историки, журналисты и исследователи делают куда более глубокомысленные выводы: Карские операции нужны были советскому государству только для демонстрации мощи социализма, его всемогущества.

При встрече с английским журналистом Томом Парфиттом в 2018 году я не удивилась, когда услышала вопрос о том, насколько оправданным было строительство города, комбината за Полярным кругом. По логике иностранцев и многих российских скептиков получается, что СССР просто водил за нос капиталистов, навязывая сибирский лес.

Первые отечественные лесовозы были без кабин
Первые отечественные лесовозы были без кабин

Более того, он просто принуждал силой коммунистического убеждения иностранные пароходы отправляться в рискованное плавание по северным морям в далёкую Игарку за лесом вплоть до 1971 года.

Ну а стенания по поводу того, что советская страна занималась этим в убыток себе, и вовсе кажутся наивными после знакомства с выкладками, которые делает Георгий Петрович Лапин.

Весёлый досуг детворы в конце 40-х годов в Игарке
Весёлый досуг детворы в конце 40-х годов в Игарке

Он доказывает, что игарское предприятие работало не с большой, но всё же с прибылью. По его расчётам, "рентабельность производства экспортных пиломатериалов в Игарке составляет порядка 10 процентов". И даже вопрос транспортных расходов сильно раздут, автор отмечает: "Сырьё в Игарку доставляется в плотах по Енисею, а это самый дешёвый вид транспорта".

Пиломатериалы сибирского производства всегда высоко ценились на мировом рынке. В итогах и пояснениях Георгий Петрович Лапин резюмирует:

В 1970 году Игарку покинули последние иностранные суда. Так завершился 40-летний период их обслуживания в Игарском морском порту
В 1970 году Игарку покинули последние иностранные суда. Так завершился 40-летний период их обслуживания в Игарском морском порту

"Всего через Игарку Северным морским путём отправлено на экспорт пиломатериалов, шпалы и круглого леса в 31 страну мира около 42 миллионов кубометров". Весь товар оценивается в сумму "порядка 10 миллиардов долларов США".

Так вот, из 42 миллионов кубометров третью часть - 14 миллионов - поставили в Великобританию! В числе главных покупателей сибирского пилоэкспорта были развитые капиталистические страны - Германия (4 миллиона), Франция (3,5 миллиона), Франция, Испания - по 2,5 миллиона кубометров.

70-е годы ХХ века - Игарский морской порт на Енисее
70-е годы ХХ века - Игарский морской порт на Енисее

Георгий Петрович постоянно работал с иностранными покупателями и вправе был заявить:

"Продукция Игарского ЛПК всегда была востребована на европейском лесном рынке и имела более высокую цену по сравнению с товаром других лесоэкспортных предприятий как края, так и нашей страны. На комбинате вырабатывали самую широкую сетку по размерам пиломатериалов и удовлетворяли запросы самых прихотливых лесоимпортёров европейских стран".

Здание заводоуправления Игарского ЛПК в 1972 году. Четыре звезды символизируют четыре лесопильных завода предприятия
Здание заводоуправления Игарского ЛПК в 1972 году. Четыре звезды символизируют четыре лесопильных завода предприятия

Что случилось в новых условиях 90-х годов, думаю, объяснять особо не нужно. Волна перемен была такой силы, что перевернула всё в нашем сознании и снесла всё, что прочно стояло на ногах, развивало страну.

В книге большое количество приложений, где содержатся многие важные документы, начиная от штатных расписаний комбината до графиков подачи речного и морского тоннажа в разные годы и протоколов междуведомственных совещаний разных уровней.

Но можно увидеть и очень проникновенное повествование старожила города Галины Николаевны Гробовой, которая рассказывает о жизни в деревянной Игарке, быте своей семьи, где все были тружениками с малолетства. Девчонкой она бегала к отцу в мехцех, очень любила работать с металлом, как отец. Так вот и стала токарем.

Галина Николаевна посчитала как-то - рабочий стаж её семьи на Игарском ЛПК составляет 180 лет! И все они гордились тем, что заняты очень важным делом на главном предприятии города, которое работает на всю страну.

Автор книги Георгий Петрович Лапин
Автор книги Георгий Петрович Лапин

В воспоминаниях автора книги много исторически важных деталей, которые малоизвестны. Например, о периоде Великой Отечественной войны. В 1941 году в Англию с лесом из Игарки были отправлены 4 судна, все они затонули от фашистских снарядов. В 1942 году было отгружено только одно судно, в районе Диксона оно пострадало от крейсера "Адмирал Шеер". В 1943 году полностью были остановлены заводы № 1 и № 3, а лесозавод № 2 работал в односменном режиме до конца 1945 года.

Предприятие выполняло в годы войны оборонные заказы. Под контролем военпредов на лесокомбинате функционировало специальное производство с лабораторией для выпуска авиазаготовок, авиабрусков и спецукупорки (тара для снарядов). Женщины занимались в эти трудные годы выколкой леса из льда, всеми погрузочными работами на морской и речной транспорт.

Мы узнаём впервые и о том, что после репрессий 30-х оргнабор 1939-1940 годов на сезонные работы был так проблематичен (в город на погрузку приехали уголовники, беспаспортные, больные), что комбинат оказался на грани остановки. В 1940 году текучесть кадров было настолько велика, что было принято 5 669 человек, а уволено более шести тысяч.

Строительство ряжевого причала для морских судов в 30-е годы
Строительство ряжевого причала для морских судов в 30-е годы

Г. П. Лапин посвящает нас в тонкости, которые трудно понять неспециалистам. Мы вникаем, например, в то, что такое "глухарь", и узнаём, что отгрузка лесного экспорта велась в течение шести лет - с 1942 по 1947 год - именно по этой технологии. "Глухари" формировались как плотные штабеля из пиломатериалов на льду в течение зимы и весны. Во время ледохода находились в Медвежьем Логу, потом отбуксировывались по назначению флотом.

Горечью наполнены последние главы книги, в которых - подробности о том, как в новом уже веке градообразующее предприятие города рушится, а люди остаются обманутыми:

"Все, кто мог, зарабатывали на бедах игарского лесопиления, людях, которые отдавали ему годы добросовестного труда. Новые хозяева сознательно "добивали" предприятие "Игарский морской порт" всеми возможными способами".

В 2012 году самиздатовская книга Георгия Петровича разошлась маленьким тиражом. Я работала тогда директором Игарского музея и, получив её, сразу изучила. Было понятно, что проделанный автором труд нельзя оставлять без широкого обнародования.

Бывший директор Игарского ЛПК В. И. Бутылкин много усилий приложил для того, чтобы издать книгу, но никто не поддерживал - ушла эпоха, зачем ворошить прошлое?

И только в прошлом году удалось вернуться к разговору об этом. Интерес к изданию возник у коренного игарчанина Константина Мурадовича Исмаилова. Его семья издала книгу на собственные средства, сохранив таким образом память о тысячах таких же преданных предприятию людей.

Мария МИШЕЧКИНА,

журналист, директор Игарского Музея вечной мерзлоты с 1993 по 2013 год.

Калуга.

Полный вариант статьи читайте на сайте "Красноярского рабочего".

Подписывайтесь на канал "Красноярский рабочий", ставьте лайки, если материал понравился, делитесь своими размышлениями и пожеланиями в комментариях! Ещё больше новостей - на сибирском новостном портале www.krasrab.ru