После того, как Иран признал вину в том, что по ошибке сбил украинский Boeing со 176 пассажирами и членами экипажа на борту, авиакомпании многих стран, в том числе российские, продолжают летать над Ираном. Авиационные регуляторы разных стран, кроме США и Украины, либо не успели еще определиться с запретом, либо ждут предписаний ICAO, либо же продолжают игнорировать и не верить в возможность наступления новых непреднамеренных ошибок, которые могут привести к новым авиакатастрофам.
Несогласованность в самой глобализированной отрасли свидетельствует о несовершенстве имеющихся норм и выработанных действий, призванных повысить безопасность мировой гражданской авиации.
В прошлом году, когда обострился военный конфликт между Индией и Пакистаном, полеты в возднушном пространстве этих стран были запрещены единогласно регуляторами всех стран, чьи авиакомпании выполняли рейсы по эшелонам, проходящим через Пакистан и северную часть Индии. Аналогичная ситуация была и тогда, когда Boeing 777 Malaysia Airlines был сбит над Украиной.
Однако после трагедии в Иране аналогичных действий регуляторов не произошло. Развивающиеся события после сбитого Boeing в Иране мне не совсем понятны. И дело вовсе не в причинах страшной авиакатастрофы, а в реакции регулирующих авиационных органов на нее:
- Американский регулятор (FAA) сразу же после трагедии запретил американским авиакомпаниям полеты в воздушном пространстве Ирана, Ирака, а также над Персидским и Оманским заливами.
- Украинский регулятор также запретил полеты украинским авиакомпаниям в Иран.
- При этом Международная организация гражданской авиации (ICAO), созданная в 1944 году для содействия безопасному и упорядоченному развитию международной гражданской авиации во всем мире, выразила лишь «самые глубокие соболезнования» и призвала общественность со сслылой на Приложение 13 Чикагской конвенции (Конвенция о международной гражданской авиации) воздержаться от каких-либо спекуляций относительно причин трагедии до окончания расследования.
- Российский же регулятор (Росавиация) разослал авиакомпаниям рекомендацию не использовать для полетов воздушное пространство Ирака и Ирана, а также избегать полетов над Персидским и Оманским заливами.
Однако рекомендации Росавиации были проигнорированы российскими авиаперевозчиками, которые до сих пор выполнют полеты над Ираном.
Сомнительно и то, что российский регулятор выпустил рекомендации только российским авиакомпаниям, а не иностранным перевозчикам в том числе, которые летают в Россию через Иран, и, следовательно, перевозят российских граждан. Впрочем, такой логики придерживается не только Росавиация.
Неужели нельзя было допустить изначально хоть малейшей вероятности того, что самолет, выполняющий рейс в Киев той же ночью, когда иранские военные наносили удары по американским объектам в Ираке, мог быть непреднамеренно сбит, и исходя из этой версии предпринять своевременные действия, направленные на избежание аналогичных ситуаций. А только после этого начать расследование.
Информационный вакуум, дезориентирующий людей, принимающих решения, сегодня является главной причиной в несогласованности и в непринятии своевременных правильных с точки зрения обеспечения максимального уровня авиационной безопасности в районах военных конфликтов решений. Как показал прошлогодний кейс с Boeing 737 MAX, критерий объективности в принятии решений, когда речь идет о жизни и здоровье людей, не первоочередной.