Найти тему
Культурное Кино

"Дело Ричарда Джуэлла": идеальная драма Клинта Иствуда

Клинт Иствуд — культовая фигура в американской киноиндустрии. Он — брутальный ковбой из спагетти-вестернов 1960-х, икона различных драм 1970-х и один из самых стабильных режиссеров в истории Голливуда. Иногда режиссер ошибается и в прокат выходит "Поезд на Париж", но в тот же год он снимает "Наркокурьера" и снова заставляет весь мир удивленно смотреть на свой возраст.

Почти все последние картины Иствуд снимал по мотивам реальных историй американцев: самого смертоносного снайпера в истории армии США; пилота, который посадил самолет на Гудзон; трех парней, что остановили террориста во французском поезде; или самого старого наркокурьера в истории страны.

"Дело Ричарда Джуэлла", кажется, был создан для того, чтобы его снял Клинт Иствуд, но несколько лет фильм ходил между сценаристами и режиссерами. Потом — лежал "в столе" постановщика, который работал над упомянутыми "Поездом на Париж" и "Наркокурьером".
В мае 2019-го Иствуд запустил процесс кино-производства, и мир узнал, что скоро постановщик расскажет историю Ричарда Джуэлла — охранника, который в 1996-м обнаружил бомбу в парке Столетия Олимпиады.

"Дело Ричарда Джуэлла"
"Дело Ричарда Джуэлла"

И фильм Иствуда, и события, на которых он основан, делятся на два периода:
Охранник Ричард Джуэлл находит подозрительный рюкзак в парке, где проходит поп-концерт. Когда на место приезжают саперы, один из них бледнеет и просит освободить периметр — внутри лежат три самодельные бомбы. Через несколько минут — взрыв и 111 пострадавших, а Ричард становится героем, который спас сотни жизней.

ФБР начинает расследование, и за неимением лучшего делает главным подозреваемым того, кто обнаружил рюкзак и идеально подходит под "образ террориста" до 11-го сентября — белый мужчина-неудачник, 30 лет, "разочаровался в жизни и хочет привлечь к себе внимание". Этот факт сливают в местную газету, и вчерашний герой становится мишенью для СМИ.

"Дело Ричарда Джуэлла"
"Дело Ричарда Джуэлла"

Клинт Иствуд идеально снимает правдивые и хронологически точные картины — "Наркокурьер" таковым никто не называл.
Поэтому при оценке его работы на первый план выходит не история, которую писали жизнь и сценарист, а то, как она показана в фильме. И "Дело Ричарда Джуэлла" — это эталонная драма, в которой Иствуд создал настолько тревожную атмосферу, что в вечер субботы все зрители в полном зале молчали: и те, что громко говорили во время рекламы, и те, что обычно используют кинотеатр как комнату для телефонных переговоров.
Атмосферу создают не за счет простых детективных трюков, вроде вопроса "виновен ли Ричард?" — ответ мы узнаём сразу —, а с помощью точно подобранных "ингредиентов": напряженной музыки, мрачного цветокорра, реальных новостных сюжетов и понимания, что происходящее — не просто несправедливость, а клевета, которая разрушает жизнь человека. При этом, попытки выстроить сильную драму, "рассказать миру правду", показать, что ФБР — просто упыри, которые работают на правительство, а журналисты готовы перемолоть человека ради рейтингов, не подталкивают авторов ленты к тому, чтобы "обелить" Джуэлла. Он странный, местами глуповатый, может притворяться офицером и останавливать машины на шоссе, или пытаться отучить студентов от спиртного, но он невиновен, и все вышеперечисленное — не причина считать иначе.

Фото со съемок, IMDb
Фото со съемок, IMDb

Иствуду уже наверняка плевать на разнообразные премии и статуэтки, иначе он не стал бы выпускать картины в начале года, когда они проходят мимо двух наградных сезонов. В мае ему 90, и это главный аргумент Пенсионного фонда России — когда можно ретироваться и рассказывать внукам об успешной карьере, режиссер продолжает снимать и экспериментировать: давать строго положительного героя Сэму Рокуэллу и серьезную драматическую роль комику, который известен только по ролям второго плана в "Черном клановце" и "Тоне". И, несмотря на разговоры о протрамповских мотивах в творчестве, Иствуд остается любимцем публики.
Надеюсь, так будет и дальше.