Дас ист Абхазия. Как сказала бы моя преподша по немецкому: «Молодой человек, почему опять не выучил текст? Дай номер мамы!» Так вот, тексты я так и не учил, а Абхазия так и не вышла из каменного века.
Страна контрастов: крутые тачки и разрушенные дома; курортные зоны на побережье и совсем не курортные за их пределами; гостеприимные люди, которые уже придумали, как тебя обмануть и очень малое количество тех, кто поможет безвозмездно. Если ты был в Абхазии только на Рице и не заезжал дальше Нового Афона, то ты не был в Абхазии.
Целью нашего путешествия, в забытый цивилизацией уголок, были горные озёра на Кодорском хребте(не попали из-за огромного количества снега) и город-призрак Акармара.
Въезжали в страну ночью и всех контрастов, конечно же, не заметили. Но зато утром, когда гаишники пытались развести на лишение прав, глаза открылись во всю ширину. Мы стали в 6 раз осторожнее, закрались первые мысли о том, что нам здесь не рады. Дорога ровная, почти прямая, никаких серпантинов. После Сухума лучше ехать с закрытыми глазами, так как пейзажи достаточно удручающие.
Эхо войны.
Война. В этой стране о войне тебе шепчет все: здания со сбитыми крышами, баннеры с героями, пастухи с калашами и гильзы калибра 5.56, совсем не российского производства.
Ткуарчал, город, некогда индустриальный центр Абхазии, ныне просто пристанище пары тысяч человек. Именно здесь мы узнали об абхазской гостеприимности. Предстояло найти место для машины, кто бы знал, что это будет так сложно. Первый же местный пригласил нас к себе домой, предложил кофе, чай, дочь замуж, и со словами «мы, абхазы, на деньги не падкие» объявил космическую сумму за стоянку, мы, естественно, были готовы к таким поворотам и со скоростью Усейна Болта стартанули из этой обители щедрости. Слух о залетных, быстро разлетелся, и мы, чудом, нашли людей, которые нам помогли, забегая вперёд, деньги брать не хотели вообще, накормили вареньем из помидоров, сказали прогноз и просто поговорили по душам. Тут у нас отлегло, но ненадолго..
Выходим на маршрут. Долина. Внизу военный городок с российским флагом, отлегло ещё больше. Догоняет уазик, капитан из ярославской области, в ходе разговора даёт номер, говорит звонить, если конфликты с местными, ну и, если нужна помощь по службе у них, ох, почти как дома, только кофемашины нет.
Акармара. Шахтерский городок, идеальные декорации для съёмок триллера. Дождь. Страшно. Архитектура, нам непривычная, немцы строили. Бегло осматриваем окрестности, оказывается, жизнь здесь ещё теплится.. Хорошо это или плохо, мы так и не поняли. Контактов избегали, мало ли.
Под впечатлением от увиденного, а может и от мельдония, двигаем дальше. Уже тогда мы понимали, что озёр нам не видать. Встаём на обед. Живописный ручей. Тишину вдруг нарушает урал, едущий прямо по этому ручью. Но урал не простой, урал золотой, в кузове везёт вековые платаны(достаточно ценная древесина). Судя по выбранной дороге, самую малость незаконные действия, но это ж Абхазия. Янкиш снимает происходящее на телефон, не часто такое увидишь. Урал останавливается, вылезает местный лесоруб и «по-братски, без обид, просит удалить видео». Вежливость.
Дальше дорога в сумерках, в долине просматривается вышка военной части. Отлегло. Ставим лагерь, пьём сидр, который ждал этой поездки месяц. Хорошо.
Утром, сложно было не оценить всей красоты, которая нас окружала. Кавказ, он и в Африке Кавказ. Заснеженные склоны, бушующие реки, отвесные скалы. Среднегорье, что ещё надо людям, которые за этим и приехали.
На протяжении всего пути лежат трубы, это турки пытались поднять с колен этот уголок, добывая здесь уголь и тем самым, давая людям работу. Но сейчас от турков остался только магнитик со Стамбула и билет на автобус до него же.
Начинается снег, много снега. Кто бы удивлялся, ведь сезон начнётся только через месяц, но когда мы попадали куда-то в правильное время? Дорога, не сказать, что опасная, но лавинки изредка сходят. Все чего мы хотим, это чтоб, там, наверху стоял дом, и нам не пришлось ставить палатку на снег. Абхазия-страна возможностей.
Хотите дом? Вот вам дом. Три этажа, штук 20 комнат. Тоже турки оставили, абхазы бы такого не построили. Снега три метра, а в снегу что? Правильно, грузовики. Катерпиллеры и вольво, желтенькие, малость подороже наших КамАЗов, раз в несколько. Стоят своеобразные памятники, напоминающие о времени, когда это предприятие давало 90% рабочих мест в районе и огромные вливания в бюджет.
Дас ист Абхазия.
Сказать, что мы шокированы-ничего не сказать. Кинешемский спецназ врывается во владения турецких шахтеров, всем оставаться на своих местах! Сохранность, конечно, не идеальная, руки абхазов добрались и сюда, но спали мы на мягких матрасах, ими же обложили стены в комнате, чтоб было теплее..или мягче..мягкие стены, так по-домашнему.
Тратим день на обход территории, охреневаем от происходящего, другого слова нет. На озёра решаем идти в следующий раз, хотя, каждый знает, что этого раза не будет. Вяло собираемся и на жопе съезжаем вниз. Слабоумие и отвага.
Дожди. Абхазия-350 солнечных дней в году, но не в этом. Дождь льёт день и ночь, бедный норт фейс держится, не течёт. Собираем манатки, шлепаем по дождю, до пресловутой восьмой шахты. Видим опять этот урал со стволами деревьев, народу в нем теперь больше, по выражению их лиц, понятно, что у них есть стволы и поинтереснее. Шахту не нашли, да и не особо хотели, сил уже не было. Теперь путь один, к Гоче за тачкой и поближе к дому.
Итог таков: если хочется острых ощущений, новых видов, то милости просим. Если ехать в сезон, то все немного проще. Сейчас многие ломятся именно в те места, за этой загадочностью. Красиво и страшно. Дас ист Абхазия.