С Ньютона принято начинать классическую математическую физику. Но мало кто знает, что Ньютон был еще теологом. Вернее сказать, Ньютон в первую очередь был теологом, а не физиком, математиком или астрономом.
Ньютон родился в англиканской семье. Но уже к 30-ти годам он не верил в Троицу. Его взгляды можно описать как антитринитарные. Существует только Бог без всяких ипостасей, он властитель мира, великий управленец мирозданием.
Ученый посвятил теологическим и эзотерическим исследованиям гораздо больше времени, чем естественнонаучным трудам. Даже в своей главной работе "Математические начала натуральной философии", где Ньютон описал законы механики и всемирного тяготения, ученый выразил теологические измышления о Боге как вседержителе бытия.
Важно, что для Ньютона физика, математика и астрономия были не самой целью, а методами познания замысла Бога. С помощью науки он открывал для себя тайну бытия. Историк науки и исследователь ньютоновских трудов Стивен Снобелен утверждает, что Ньютон видел в своих естественнонаучных работах доказательство бытия Бога.
Почти неизвестным является факт, что Ньютона в 18 веке считали новым пророком, "новым Моисеем", которому Бог явил тайны мироздания, подлинное устройство мира.
Популярность Ньютона именно как ученого объясняется тем, что его теологические взгляды сильно противоречили господствующей христианской мысли. Ньютон исповедовал весьма специфичные взгляды для своего времени, и они не могли быть популярными.
В эссе "Scholium Generale", которую ученый приложил к своей главной работе по физике, Ньютон пишет:
Эта прекраснейшая система Солнца, планет и комет могла возникнуть только благодаря совету и власти разумного существа. И если неподвижные звезды являются центрами других подобных систем, то они, будучи образованы подобным же мудрым советом, должны быть подчинены господству одной...
Это существо управляет всеми вещами не как душа мира, но как владыка над всем, и по причине своего владычества оно обыкновенно называется Господом Богом, или всеобщим правителем.
Исходя из этого можно заключить, что для Ньютона наука и философия были "служанками" его личной теологии. Но это не значит, что работы Ньютона были подчинены теологической логике. Ньютон использовал научные эмпирические подходы и методы для обоснования научных изысканий. И лишь потом адаптировал полученные знания под свои теологические взгляды. Поэтому нельзя с точностью сказать, что теология Ньютона как-то повлияла на его научные открытия.
На Западе теологические труды Ньютона изучены гораздо лучше, чем в России. В нашей стране на представление о Ньютоне как человеке, который занимался преимущественно наукой, повлияла советская пропаганда. Советский физик и историк науки Сергей Иванович Вавилов писал, что для Ньютона теология была побочной деятельностью. Но это никак не соотносится с действительностью и личными взглядами самого Ньютона.
К тому же Ньютон как ученый и первооткрыватель законов физики сильно переоценен. Тот же закон всемирного тяготения был открыт не Ньютоном, а Робертом Гуком.