Зачастую, мы не отдаем себе отчет в том, что мы живем в самой прекрасной стране. Наша страна прекрасна не только своей уникальной природой, не только богатым историческим прошлым, но самое главное богатство – это этническое разнообразие, когда каждый народ является бриллиантом на короне России. Одним из таких народов являются осетины – единственный ираноязычный народ России.
Уникальность осетин не только в том, что они дали миру великих сыновей и дочерей (Коста Леванович Хетагуров, Гайто (Георгий) Иванович Газданов, Арсен Борисович Коцоев, Василий Иванович Абаев, Григорий Александрович Токаев, Валерий Абисалович Гергиев, Вероника Борисовна Дударова, Светлана Дзантемировна Адырхаева, Артур Борисович Таймазов, Валерий Георгиевич Газзаев), не только в том, что по всему миру широко известны осетинский сыр, осетинские пироги, осетинский футбол, не только в том, что осетины мужественно сумели пережить Бесланскую трагедию, а еще в следующем.
Во-первых, у осетин богатое историческое наследие. В начале нашей эры ираноязычные кочевники (скифы) занимали всю Восточную Европу эта страна называлась Скифией. Позднее главенствующую роль в Скифии заняли сарматы. Сарматы как и скифы, были не единым народом, а группой родственных племен. Аланы (осетины) в Скифии и Сарматии занимали территорию современного Северного Кавказа и находились в состоянии постоянной вражды с хазарским каганатом. Впоследствии Киевская Русь одержала победу над хазарами, которые были окончательно разгромлены половцами.
В 13 веке Северный Кавказ был подвергнуть нападению со стороны монголов. Суровая дисциплина и организованность монголов позволило им захватить равнинную часть Алании, после монголов в середине 14 века эти земли были захвачены среднеазиатским эмиром Тамерланом, что вынудило осетин уйти в горы, где они были в относительной безопасности.
В 1750 году посольство Осетии вступили в переговоры с российским правительство и приступили к официальным переговорам о присоединении к России. В конце декабря 1751 г. состоялся официальный приём осетинского посольства Елизаветой Петровной. В соответствии с новыми соглашениями, достигнутыми после встречи с Елизаветой Петровной, предгорную равнину Центрального Кавказа, бассейны рек Ардон, Фиагдон и Терек российское правительство объявляло землями «вольными и свободными». Переселение на эти земли осетин, рассматривавших их как свою историческую территорию, поддерживалось официальным Петербургом.
Присоединение Осетии к России отвечало национальным интересам Осетии. Оно приближало решение таких важных вопросов, как переселение осетин на предгорные равнины, обеспечение внешней безопасности и установление торговых отношений с Россией. Осетины участвовали во многих войнах России, в составе Терского казачьего войска было немало казаков-осетин. В дальнейшем Осетию и Россию объединила одна судьба.
Остается до не выясненным, чем руководствовались лидеры страны Советов в 1922 году, разделившие Осетию на Южную, вошедшую в состав Грузии, и Северную, оставшуюся в составе России.
Нельзя не сказать о роли народа Осетии в победе советского народа в Великой Отечественной войне. Не случайно Владикавказу было присвоено почетное звание «Город воинской славы».
Во-вторых, осетины единственный ираноязычный народ России. Однако осетинский язык, как и история осетинского народа достаточно богата и сложна. Осетинский язык претерпел на себе влияние языков скифо-сарматских племен, а также германских, тюркских, славянских и финно-угорских языков. Языки соседних народов также нашли свое отражение в осетинском языке. Осетинский язык обогатился «смычно-гортанными» согласными, заимствованием слов из адыгских, нахско-дагестанских и картвельских языков, а также система послелогов вместо индоевропейской системы предлогов.
В осетинском языке существуют два основных диалекта: иронский и дигорский диалекты. Иронский диалект лег в основу осетинского литературного языка. Кроме того, существует отдельная разновидность осетинского языка – язык анатолийских осетин. Язык анатолийских осетин стал результатом Кавказской войны 1817-1864 года, когда в 1860-х годах значительная группа осетин-мусульман, названные впоследствии анатолийскими осетинами, вместе с представителями других кавказских народов, переселилась в Османскую империю (современная Турция), где проживают и в настоящее время.
Осетинская письменность в настоящее время основана преимущественно на кириллице. Однако в древности осетины в письменности использовали греческий алфавит, в первые годы советской власти использовалась латиница, а в Южной Осетии использовался грузинский алфавит.
Достаточно интересен тот факт, что в осетинском языке используется не десятичный, а двадцатеричный счет. То есть не в счете используются не десять, сто, тысяча, а двадцать, двести, две тысячи.
Среди осетин достаточно популярна идея переименования республики в Аланию, а в отношении осетин использовать термин «алан». Хотя, учитывая, что среди осетин одним из самых популярных мужских имен является имя «Алан», может возникнет путаница. В графе национальность будет стоять – алан, а в графе имя – Алан, соответственно употребляя слово алан, непонятно, что имеется ввиду национальность или имя.
В-третьих, у осетин достаточно четко прослеживается деление на несколько субэтнических подгрупп: иронцы, дигорцы, кударцы и туальцы. Главной составляющей деления выступает соответствующий диалект осетинского языка и место проживания. Причем дигорцы и иронцы проживают преимущественно в Северной Осетии, а кударцы и туальцы в Южной. Так, что, если Вы хотите прослыть среди осетин культурным человеком обозначьте свое знание субэтнических групп осетин, так кае далеко не все знают об их существовании.
В-четвертых, осетины обладают мудростью, что позволяет им не только мирно сосуществовать с другими народами Северного Кавказа, но и, учитывая, что среди осетин часть исповедует христианство, а часть ислам, внутри народа мирно уживаются две религиозные конфессии.
Ну вот вкратце и все об одном из бриллиантов в короне России.