Долгое время не получалось побывать на Каменном острове. Место удивительное со всех точек зрения. В первую очередь это сонмище великолепных, сохранившихся зданий, выполненных в различных архитектурных стилях, размещённых просторно, без городской тесноты. Сегодня там можно полюбоваться дачами Шварца, Гаусвальда, герцога Ольденбургского (другое название — дача Долгорукова) — одно из важнейших сооружений Каменного острова, памятник деревянной архитектуры эпохи русского классицизма. Домами Фолленвейдера, В.М. Бехтерева, особняками Мертенса, графини Клейнмихель и многих, многих других замечательных людей. Вот именно с последнего сооружения я и начну свой сегодняшний рассказ.)
Особняк Клейнмихель, замечательный памятник архитектуры, находится в северо-западной части Каменного острова, на берегу р. Крестовки, притока Малой Невки, разделяющей Каменный и Крестовский острова. Освоение этих территорий началось после проведения в 1810-х гг. больших землеустроительных работ, в результате которых подтопляемые участки Каменного острова были осушены.
Первым владельцем участка, на котором стоит дача М.Э. Клейнмихель, в 1834 году стал некто Э. Женьес, руководитель и актёр французской труппы, выступления которой пользовались успехом в Летнем театре, расположенном по соседству. Позднее дача Женьса принадлежала Н. А. Верховцевой, а 1893 году дачу Верховцевой и право аренды земельного участка (сроком на 90 лет) приобрела графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель - хозяйка великосветского салона в Петербурге, член редакции журнала "Столица и усадьба", человек глубокого ума и независимых мыслей.
Мария Эдуардовна (урожденная фон Келлер, род. в 1846 г.) была женой полковника Преображенского полка Н. П. Клейнмихеля, скончавшегося через пять лет после свадьбы. Его отец - граф, генерал-адъютант П. А. Клейнмихель за героизм, проявленный им во время пожара императорской резиденции в 1837 г., получил по именному указу Николая Первого право изобразить на своём гербе объятый пламенем Зимний. Этот герб из камня можно и сегодня увидеть над входом в каменноостровский дом.
Облик усадьбы формировался постепенно. Окончательный вид особняк Клейнмихель приобрёл в 1904 г., когда арх. И. А. Претро перестроил дом в готическом стиле: (кровля с высоким шпицем над центральным двухэтажным объемом).
В 1907 г. часть участка арендовала жена известного владельца цирка Л. Чинизелли. Для нее в 1909 г. арх. Ф. Ф. фон Постельс выстроил двухэтажный деревянный особняк в стиле модерн с высокой мансардой, увеченной башенкой. Вход в особняк вел через парадный вестибюль дачи Клейнмихель.
Архитектурная разноголосица домов стала причиной еще одной перестройки дачи графини в неоготическом стиле в 1911-1912 гг. по проекту арх. К. К. Мейбома.
Отдельно хочется упомянуть о кованной решётке с воротами, исполненными по проекту К.Г. Прейса и выполненными на заводе "Сан-Галли". Они украшены «растительным» орнаментом и саламандрами, двухстворчатые ворота украшает кованная монограмма из букв «МК» (Мария Клейнмихель). Установлена в 1909 году.
Кстати, о саламандрах!) Саламандра - существо мифическое. По легендам она не горит в огне, а проходя по нему, гасит. Это существо украшает стальные прутья неслучайно. Как я упомянул в начале своего рассказа, отец мужа графини в свое время проявил выдающийся героизм при тушении пожара Зимнего дворца, за что получил право изобразить на гербе рода объятый пламенем Зимний. Саламандра же, стала напоминанием для потомков о подвигах графа П. А. Клейнмихель.
Интерьеры особняка Клейнмихель описывать не стану, т.к. самому попасть во внутрь не удалось, но они известны благодаря серии фотографий К. К. Буллы в журнале "Столицы и усадьбы". К тому же в 1980-х годах интерьер особняка реставрировали, что окончательно его погубило.
Вернёмся же к госпоже Клейнмихель.
"Самой знаменитой хозяйкой того времени была графиня Клейнмихель, о балах-маскарадах которой говорил весь петербургский свет. Богатая, эксцентричная, чуть-чуть прихрамывавшая, графиня редко покидала свой особняк, и каждый, кто занимал хоть какое-то положение в обществе, считал честью быть приглашенным к ней в дом. Это была гранд-дама до кончиков ногтей, — свидетельствовала великая княгиня Ольга Александровна, — и в то же время необычайно проницательная и умная женщина. Каким-то образом ей удавалось узнать сокровенные тайны почти всего петербургского общества. Ее особняк прослыл рассадником сплетен. Ко всему, она увлекалась оккультными науками", — писал в своей книге "Последняя Великая княгиня", Йен Воррес.
А вот что писала "Петербургская газета" в июне 1910 года: "...многолюдные собрания на Каменноостровской даче у графини Клейнмихель по четвергам, когда на площадке перед дачей весь вечер и за полночь многочисленные моторы и autocars ожидают разъезда гостей. Салоны любезной и гостеприимной хозяйки летом на даче, так же как и зимой, в приемные дни, наполняются многочисленными посетителями. Здесь собирается весь великосветский Петербург, все иностранные дипломаты, приезжающие из-за границы знатные лица, привлеченные как любезным и приветливым радушием приема, так и перспективой интересной беседы с хозяйкой дома и посетителями ее салона".
Графиня состояла в родственных отношениях со многими аристократическими фамилиями: с Барятинскими, Мещерскими, Ржевусскими, Сапегами, Витгенштейнами, Бенкендорфами, Деказами, де-Бовуар. Говорили, что она была на дружеской ноге с кайзером Вильгельмом, что чуть не погубило ее в годы Первой мировой войны. Но все обошлось — и в те годы графиня на собственные деньги организовала в особняке госпиталь.
На масленицу, в конце января 1914 года, графиня Клейнмихель устроила в особняке грандиозный костюмированный бал — было приглашено триста гостей. Это стало событием в большом петербургском свете. В качестве главного дизайнера выступал сам Лев Бакст — он сделал эскизы некоторых костюмов. Гости выступали в роскошных восточных нарядах, было устроено шествие в духе "Тысячи и одной ночи". Фотографии бала сохранились до наших дней. Среди гостей были великие княгини Ольга Александровна, Мария Павловна, Виктория Федоровна, великие князья Кирилл Владимирович и Борис Владимирович, принц Александр Баттенбергский, петербургские красавицы княгиня Орлова и Олив и другие светские знаменитости.
В мемуарах М. Э. Клейнмихель рассказывается, что произошел случай, казавшийся тогда незначительным, но имевший для графини трагические последствия и едва не стоивший ей жизни. С началом войны стал распространяться слух о якобы переданном ею в Германию русском мобилизационном плане («в коробке с шоколадом»). Информация шла от брата председателя IV Государственной думы Павла Родзянко, мстившего ей за то, что он не получил приглашения на этот костюмированный бал!
В 1918 г., перед тем как навсегда покинуть Россию, графиня закрыла ставни, заперла все двери и вывесила над входом собственноручно написанное объявление: «Вход воспрещен. Здание принадлежит Петроградскому совдепу. Графиня Клейнмихель заключена в Петропавловскую крепость». Мистификация остроумной графини помогла ей упаковать ценные вещи и выехать из страны.
В 1918 г. дачу национализировали. Весной 1920 г. особняк, отремонтированный участниками коммунистических субботников, был приспособлен под объединенный клуб домов отдыха для рабочих на Каменном острове. Именно здесь на маленьком концерте вечером 19 июля 1920 г. побывал В. И. Ленин, знакомясь с первым опытом организации домов отдыха для рабочих в нашей стране (Ленинград. Путеводитель). Благодаря этому событию в 1976 г. особняк Клейнмихель включили в список памятных ленинских мест и поставили под охрану государства как памятник истории.
Последняя реконструкция здания была проведена в 2006-2007 годах. Была полностью воссоздана утраченная за годы советской власти дача Чинизелли с её высокой башней. Сейчас особняк принадлежит Управлению делами президента РФ и называется Домом приёмов.