Крупнейший в мире авторынок сократился в 2018 и 2019 годах, но к 2020 году есть оптимизм
Автомобильная индустрия давно считает Китай локомотивом мировых доходов. И большую часть прошедшего десятилетия все не могло быть лучше.
По мере того, как вновь обретенные уровни благосостояния влились в средний класс Китая в течение длительного периода экономического роста после рецессии 2009 года, продажи на крупнейшем автомобильном рынке в мире взлетели до высоких высот. Продажи автомобилей в Китае достигли пика в 28 879 000 в 2017 году - эта цифра составила более четверти всех автомобилей, проданных в мире в этом году.
С кажущимся нескончаемым потоком доходов, обусловленным их успехом в Китае, прибыль многих известных западных автопроизводителей и молодых китайских автомобильных компаний выросла.
В то время общий прогноз заключался в том, что бесперебойный спрос на легковые и коммерческие автомобили в Китае будет сохраняться на фоне недавно принятых мер стимулирования в отношении электромобилей, а также открытия важных рынков в основном неиспользованного западного рынка страны. регионы.
Затем наступил 2018 год, когда экономика Китая неожиданно сократилась, и крупнейший в мире авторынок сократился впервые за более чем два десятилетия.
Вначале многие поспешили отклонить сокращение годовых продаж на 6% как простое сообщение. Однако с тех пор падение продаж автомобилей в Китае ускорилось. На фоне торговой войны между США и Китаем и сохраняющейся неопределенности на мировых финансовых рынках, продажи автомобилей в Китае зафиксировали годовое сокращение в течение всех периодов, кроме одного, за последние 17 месяцев до конца ноября 2019 года.
Для более стабильных в финансовом плане длинного списка Китая отечественных производителей автомобилей, в том числе крупных государственных производителей - SAIC , BAIC , FAW , GAC , Changan и Dongfeng - исторический спад продаж автомобилей доказал истинное испытание стойкости. Это произошло в то время, когда они вынуждены вкладывать значительные средства в технологии для аккумуляторных электромобилей, функции автономного вождения и, как часть нового пакета директив правительства Китая, приводные устройства на водородных топливных элементах.
Падение продаж также повлияло на ранее значительную прибыль западных автопроизводителей, осуществляющих совместные предприятия в Китае. Например, с резким падением продаж на 33,96% в ноябре 2019 года годовые продажи General Motors в Китае снизились на 17,94% за первые 11 месяцев прошлого года.
Еще более драматичной является ситуация в совместном предприятии Changan и Peugeot - Citroën , которое распадается после восьми лет работы, а общий объем инвестиций составляет более 1 млрд. Фунтов стерлингов.
В то же время продолжающийся спад продаж привел к некоторому беспрецедентному ужесточению пояса среди ведущих частных китайских автопроизводителей, включая Geely , Great Wall Motors , BYD , Chery , Brilliance и JAC , многие из которых столкнулись с очередным ежегодным падением продаж в 2019 году после того, что уже считалось переломным годом в 2018 году.
Для небольших отечественных автопроизводителей Китая, в том числе для ряда модных стартапов EV, нехватка продаж оказалась катастрофической до такой степени, что стала опасной для жизни.
Редко проходил месяц в 2019 году без новостей о том, что тот или иной китайский автопроизводитель был вынужден обратиться за финансовой помощью, чтобы сохранить свою деятельность на плаву. В последние месяцы такие, как Zotye и Lifan , предстали перед судом, когда кредиторы объединились, чтобы окупить свои вложения и сократить свои потери.
Для некоторых, как Hawtai , который незаметно прекратил свою производственную деятельность в начале этого года, спад, по-видимому, оказался фатальным. Несмотря на то, что это еще предстоит подтвердить, утверждается, что находящаяся в Пекине марка, которая продала 129 232 автомобиля в 2017 году, попала в реванш.
Беспокойная деловая среда для автопроизводителей в Китае также привела в замешательство планы многих недавно созданных китайских стартапов. В то время как Nio , WM Motor (Weltmeister) и Xpeng Motors продолжают набирать обороты с введением новых моделей, их коллективные ежемесячные продажи остаются значительно ниже предыдущих прогнозов из-за подавленного состояния нового автомобильного рынка Китая.
Одним из результатов сложных условий автомобильной промышленности в Китае сейчас является наличие дешевых производственных мощностей. Столкнувшись с избыточной производительностью, традиционные китайские производители объединяются с постоянно растущим числом стартапов, чтобы поддерживать работу своих заводов, часто субсидируемых местными органами власти.
В прошлом году Bordrin объявила, что подписала соглашение с FAW Xiali на выпуск своей первой модели iV6 - конкурента Tesla Model Y - на заводе в северном китайском портовом городе Тяньцзинь.
Сотрудничество аналогично тому, которое уже эксплуатируется Nio и JAC в Хэфэй - предприятие, настолько успешное, что Nio отказалось от планов по созданию собственного производственного предприятия в Шанхае. Точно так же Xpeng Motors сотрудничает с Haima для производства своей G3 в Хэнане.
Амбиции китайских электромобилей столкнулись с неожиданным препятствием в прошлом году, когда продажи электромобилей фиксировались пять раз подряд до конца ноября на фоне сокращения субсидий.
Продажи аккумуляторных электромобилей в Китае за первые 11 месяцев 2019 года составили 832 000 - рост на 1,3% в годовом исчислении. Но с учетом того, что продажи снижаются в каждом месяце с июня, более ранние прогнозы, предполагающие, что ежегодные продажи превысят миллион в 2019 году, выходят за рамки отметки.
Однако, несмотря на пессимизм, связанный с сектором электромобилей, недавнее снижение потерь при продаже традиционных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания в Китае вселило оптимизм в отношении возврата к более позитивным прогнозам на 2020 год.
Volkswagen , успешно представивший марку Jetta на китайском рынке в 2019 году, является лишь одним из истеблишментов, предполагающих, что худшее уже позади, и на подходе.
В течение следующих 12 месяцев немецкий автопроизводитель планирует инвестировать более 3,3 млрд фунтов стерлингов в свои операции в Китае, 40% из которых - в области электромобилей, включая производство, строительство инфраструктуры, исследования и разработки.