Найти тему
Жареные гвозди

От кого хочет спасти «Союз спасения»: как нужно воспринимать фильм от "Первого канала"

Делай вопреки, делай от руки,

Мир переверни, небо опрокинь.

Баста, «Сансара»

Есть фильмы не для всех, а есть фильмы ни для кого. Кажется, продюсерам Константину Эрнсту и Анатолию Максимову вкупе со сценаристами Никитой Высоцким, Олегом Маловичко и режиссёром Андреем Кравчуком, поднаторевшим на постановке исторических картин (на его счету и «Адмиралъ», и «Викинг», на которых он успел поработать с Эрнстом и Максимовым) удалось сделать фильм ни для кого. Их «Союз спасения», хорошо стартовав в первые выходные, успешно проваливается в прокате, проигрывая конкуренцию другим отечественным картинам – «Холопу», «Вторжению» и сиквелу «Полицейского с Рублёвки».

Хотя выручка – важнейший показатель в современной капиталистической России, но далеко не самый главный, когда речь заходит о фильме на историческую тематику. Да и что уж греха таить, не просто историческую, а историко-пропагандистскую. Но и в этом случае трудно понять, кому адресован фильм. Трудно, но можно.

-2

Вдумчивый зритель ждал лиричного и умного кино – повторения «Звезды пленительного счастья», прекрасно осознавая, что в одну реку нельзя войти дважды. Увиденное разрушило даже самые скромные ожидания.

Ничего, кроме необходимости самовластья и прелестей кнута не показали. Стоило ли тратить на это два с небольшим часа экранного времени? И где Волконский, Якушкин, Тургенев, Лунин, жёны декабристов, раз уж такой большой хронометраж? Почему не отражены военные поселения, аракчеевщина, Милорадович неправильно убит, а Муравьёв-Апостол говорит от имени семь лет как распущенного «Союза спасения»? Ещё бы «Свящённую артель» вспомнил! Хорошо, что Эйдельман уже давным-давно умер, он бы не вынес такого издевательства над историей.

И большое количество персонажей с представляющими их титрами дано только лишь, чтобы создать видимость эпического полотна с замахом на «Октябрь» Эйзенштейна, «Войну и мир» Бондарчука или «Агонию» Климова? А что двигало декабристами – о крепостном праве полслова, немножко о сокращении службы в армии, совсем чуть-чуть о конституции и в единстве с Константином Павловичем, зато много экзальтации и криков о свободе, почти, как в недавнем сериале «Троцкий», где революционеры предстали в образе рок-звёзд.

-3

Но и в любителей упрощений ради экшена фильм попадает с трудом – расстрел на Сенатской площади, слоумо-эффекты при выстреле Каховского (здесь они, по крайней мере, оправданы, в отличие от «Т-34», поскольку этот выстрел, по фильму, запустил цепь необратимых событий во время восстания), вялый бой Черниговского полка – этого и на полчаса не хватит. А всё остальное – долгие беседы, развеять скуку которых не может нелинейное повествование, клиповый монтаж, Баста с песней «Сансара», «Наутилус» и «Мумий Тролль» в саундтреке.

Но снимать фильм про революционеров, даже направленный на развенчание их героизма и правоты, когда идеологически любая революция признаётся злом – это всегда чревато для господствующего дискурса. В своё время документалка «Суд над «призраком» привела к обратному результату – молодёжь в самых отдалённых уголках узнала про нацболов, как единственную доступную альтернативу существующему порядку вещей. Сериал «Девять жизней Нестора Махно» вызвал интерес к анархизму, а не стал осуждением братоубийственной войны.

-4

Клиповое сознание так устроено, что воспринимает мир исключительно в чёрных и белых тонах. Есть герои и антигерои, как в супергеройском фильме, и превратить одних в других не составляет труда. Это прекрасно продемонстрировал Тодд Филиппс в «Джокере». Вся загвоздка такого сознания в том, что оно абсолютно невосприимчиво к полутонам и нюансам. И сколько бы не называли в «Союзе спасения» декабристов бандитами и заговорщиками, это не считывается никем, кроме вдумчивого зрителя. Как и довольно слабые оправдания порядка, на которые ополчились критики фильма.

Клиповое сознание воспринимает в качестве героев именно декабристов.

-5

Важным маркером для этого служит отбор на их роли одних из самых популярных молодых актёров: Максима Матвеева и Антона Шагина, уже сыгравших бунтарей в «Стилягах» и «Бесах», Павла Прилучного, Ивана Янковского и Леонида Бичевина. Для флеш-рояля не хватает только Александра Петрова. Поэтому с точки зрения охранителей вряд ли безопасно водить на этот фильм учеников целых классов, а тем более вводить его в школьную программу, как предлагал министр культуры Владимир Мединский.

И в этом смысле абсолютно прав киношный Рылеев, говоривший на допросе графу Мордвинову: «Я победил, а Вы завидуйте мне». И особо устрашающе звучит фраза в начале восстания: «Хуже братоубийственной войны, только проигрыш в ней». Хорошо, что в эпоху пост-постмодернизма всё быстро забывается и меньше чем через месяц «Союз спасения» не будет уже актуальным.

-6

Ещё хуже для оберегаемого порядка выглядит задумка авторов осовременить «Союз спасения» возможностью экстраполировать ситуацию на реалии нынешней России, для которой, кстати, и привлечён весьма своеобразный саундтрек. Оркестровые обработки рок- и рэп-хитов – это не только отсылка к «Звезде пленительного счастья», где тоже был недолгий век кавалергардов, с поправкой на время. Текст «Сансары» - это идейный манифест экранных декабристов. «Прогулки по воде» намекают на два различных понимания спасения. А «Владивосток, 2000» в момент разгрома восстания Черниговского полка заставляет вспомнить рефрен песни: «Уходим, уходим, уходим! Наступят времена почище». Более подходящие для распространения революционных воззрений.

Через весь фильм проводится идея одинаковости декабристов и их противников. С точки зрения классовой теории это верно в том смысле, что и те, и другие принадлежали к одному классу феодального дворянства. Неслучайно фильм начинается со сцены посещения Наполеоном парижского пансиона Хикса и разговора с его учеником Сергеем Муравьевым-Апостолом, выбранного авторами в качестве главного героя, о свободе.

«Свобода – это подчинение законам», - приводит Наполеон изречение Вольтера. «Свобода – это следование своему предназначению», - оспаривает двенадцатилетний Муравьёв-Апостол. Спустя много лет этот спор дополняет Николай Первый, бросивший, что высочайшая воля – и есть закон. Убрать слово высочайшая и оставить просто воля, ведь и Николай тогда ещё император, мягко говоря, со спорными правами на титул, как и во время событий на Сенатской площади. Его воля оказалась сильнее воли товарищей Муравьёва-Апостола, с удовольствием признающего в беседе с императором их одинаковость.

-7

Да и сам император Николай хочет того, что декабристы. Его предшественник Александр Первый отказывается признавать дворянских революционеров за заговорщиков, потому что он тоже хочет «воли хлебопашцам, конституцию и избираемого парламента». Декабристов прямо или косвенно поддерживают остальные экранные представители дворянского сословия: Милорадович и Мордвинов, Щербатов и разжалованный майор Баранов, а вымышленная невеста Муравьёва-Апостола пересказывает ему, как все любят подполковника. И даже полковник Гебель, не давший себя арестовать, поначалу готов закрывать глаза на действия своих подчинённых.

Между ним и Муравьёвым-Апостолом происходит важный диалог. Гебель не может понять, что сыну сенатора и владельцу бесчисленных крепостных душ не хватает в жизни. «Мы можем лишиться того, что имеем», - отвечает подполковник. Если не будет революции сверху, то она поднимется снизу, и против неё дворянское сословие не устоит.

-8

Устрашающе для власти выглядят и другие аналогии, возникающие в пространстве фильма. В колесе сансары всё повторяется. Выход на Сенатскую площадь и «снежная революция» 2011 года, ставшие точкой отсчёта новой протестной волны, удивительным образом совпадают по времени – они происходили в декабре. И тем, и другим декабристам не удалось, но за ними пришли следующие поколения. «Мы – мученики свободы, мы – первые жертвы войны», - наставляет Муравьёв-Апостол. Оба конфликта формально разворачиваются внутри одного класса, но с заменой дворянства на буржуазию. И словно, как в дне нынешнем, те декабристы кричат на пирушке: «Мы хотим, как во Франции, как в Америке!»

Кстати, «Союз спасения» мы смотрели с девятилетней Алисой. Она ещё не разбирается в хитросплетениях кровавой российской истории, и, когда началось восстание, спросила: «Они победят?» - «Нет». – «Почему?» - «Потому что в истории так было». – «Но потом же они всё равно победили во время революции». Именно так и трактует юное сознание диспозицию фильма: настоящие герои должны побеждать.

-9

И ещё один интересный момент, позволяющий ответить на вопрос об истинных симпатиях создателей фильма. Происходит он в самом конце, когда Муравьёв-Апостол срывается с петли и в предсмертных видениях представляет, что император Александр не отказывается выпить со своими гвардейцами шампанского в честь взятия Парижа. Это отсылка к одной из первых сцен картины. Тогда бы история пошла по-другому. Царь воссоединился с аристократическими подданными и провёл необходимые реформы. Не было бы ни крови, ни крамолы, ни инсурекции. Видимо, такой посыл ненавязчиво создатели адресуют к тем, от кого зависит современное состояние страны.

Иначе… иначе страшный бунт черни, всей этой солдатни в серых шинелях и городской бедноты. Их симпатии в фильме показаны однозначно: прибывшему на площадь Николаю они выкрикивают «самозванец» и зовут присягнувшие ему части перейти на свою сторону. Не решаются солдаты сделать первый выстрел картечью по восставшим. Этой чести их удостаивает дворянский офицер.

И в этих неявных моментах заключается главный страх, приводящий в исступление идеологов и тем, кто им платит. Что вместо гвардейских офицеров в красивых мундирах с эполетами (даже шинели в мороз не накинули!) и модных хипстеров с айфонами на площади выйдет совсем другой класс. Злой и некреативный. Ибо в российской сансаре так и было.

Подписывайтесь на канал!

Ставьте палец вверх! Нам нужно донести правду до всех!