Найти тему
Деконкиста

История наказаний за гомосексуализм в России и за рубежом

В старой доброй Британии гомосексуализм всегда был почтенной национальной традицией, особенно в среде высших классов. Однако и его публичное осуждение и наказание тоже были почтенной национальной традицией. Первый британский закон против гомосексуализма был принят в 1533 году («Акт о содомии»), причём преступников приговаривали к повешению. Впоследствии петлю заменили на отсидку, зато законы так хитро усовершенствовали, что стало возможным сажать «за это» даже в тех случаях, когда доказать сам факт содомии было невозможно - так называемая «поправка Лабушера». По этой поправке были осуждены Оскар Уайльд и Алан Тьюринг. Уайльд отсидел, Тьюринг согласился на химическую кастрацию. Произошло это во вполне цивилизованном 1952 году, между прочим… В других европейских странах ситуация была ещё и похуже: до XVIII – XIX веков содомитов вполне себе сжигали на кострах.

Гравюра «Сожжение содомита». Нидерланды, XVIII век.
Гравюра «Сожжение содомита». Нидерланды, XVIII век.

В Россiи гомосексуализм считался грехом, но не особенно серьёзным. Запретил это дело официально Пётр I, и то исключительно в армии - с целью поддержания дисциплины. На самом же деле Пётр тупо копировал западные военные уставы, где это было прописано. В УК – конкретнее, в «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» - гомосексуализм попал в 1835, при Николае I, в основном из соображений подражательных – «сделали как в Германии». Причём само наказание ввели только в 1866: лишение прав состояния, порка и ссылка на поселение (в случае изнасилования – каторга). Что, конечно, сурово, но это всё-таки не смертная казнь и не кастрация.

Что касается темы элитного гомосексуализма, то российская элита в этом отношении значительно уступала западноевропейской, но совсем уж невинной тоже не была. Особенно забавным было то, что разбираемому нами пороку были подвержены не только и даже не столько какие-нибудь либералы, но и люди безупречно консервативные. Например, граф Уваров, автор известнейшей триады «православие – самодержавие – народность», или князь Мещерский, издатель и редактор крайне правой газеты «Гражданин». Или, скажем, Андрей Муравьёв, автор знаменитого «Путешествия ко святым местам в 1830 году», привёзшего в Петербург египетских сфинксов… Причём нельзя сказать, что все эти люди как-то очень шифровались, нет. Кто чего и с кем – это были обсуждаемые темы. Пушкин написал известнейшую эпиграмму на Дондукова-Корсакова («В Академии Наук заседает князь Дундук»), имея в виду именно его пристрастия. Владимир Соловьёв назвал Мещерского «Содома князем и гражданином Гоморры» в том же смысле.

Подводя итоги. Историческая Россiя была одной из самых терпимых европейских стран – если вообще не самой терпимой. При этом никакого культа гомосексуальности в Россiи тоже не было. Отношение русского общества к геям было презрительно-снисходительным. «Гадость, конечно, но пусть их – вреда особого вроде нет».
Очень точно выразил это отношение Фёдор Сологуб в своём стишке 1891 года («На семейном совете»):
- Наши мальчики любят друг друга так страстно,
Что совместно и спят…
- Разгонять их по койкам, ей-Богу, напрасно;
Пусть слегка пошалят:
Ведь ребенка они не родят,
Значит, вместе им спать не опасно.

К чему всё шло? К декриминализации «этого дела». Например, отец писателя Набокова, русский юрист и сооснователь кадетской партии Владимир Дмитриевич Набоков выступал за полную отмену наказания за гомосексуализм и много поспособствовал его смягчению. В Уголовном Уложении 1903 года было прописано: «Виновный в мужеложестве наказывается: заключением в тюрьму на срок не ниже трех месяцев». На фоне европейских страданий по этому поводу это смотрится очень либерально. И всем было понятно, что где-нибудь к началу двадцатых тему окончательно закроют. Так оно и вышло, только уже не в России, а в СССР. В УК РСФСР 1922 года статей «за мужеложство» не было.

Однако в 1933 году заместитель председателя ОГПУ Ягода решил качнуть тему. Он устроил облаву на педерастов, обосновав это следующими соображениями: «Актив педерастов, используя кастовую замкнутость педерастических кругов в непосредственно контрреволюционных целях, политически разлагал разные общественные слои юношества, в частности рабочую молодёжь, а также пытался проникнуть в армию и на флот». Дальнейшее известно. В УК вернули соответствующую статью с формулировкой «от трёх до восьми лет». А в 1934 её опробовали во время проведения чисток в Нароминделе. Дальше была большая облава на геев после убийства Кирова – правда, не тронули артистов балета. Потом Ягода пошёл в расход, сменившего его Ежова тоже убили – что интересно, приписав ему помимо прочих грехов именно мужеложество.

После реформ пятидесятых годов статья осталась в кодексе РСФСР и в кодексах союзных республик. Статья 121 в УК РСФР была довольно гуманной – «это» наказывалось сроком до пяти лет (то есть нижней границы не было). Геев сажали в основном РСФСР – в республиках статья применялась очень редко, в Закавказье практически не применялась. Что касается соцлагеря, аналогичная статья имела место только в Румынии.

Сколько село по статье? Цифры различаются на порядок. В среднем получается, что за 60 лет существования статьи село 60.000 человек, то есть по тысяче в год. Однако в воспоминаниях геев цифры другие. Я встречал утверждение, что «по Москве в год забирали человек 50». Чтобы попасть под раздачу, нужно было быть или невезучим дураком, или насильником, или сочетать гомосексуализм с какими-нибудь экономическими делишками, спекуляцией там, или ещё чем. И опять же, артистов балета по традиции не трогали. В 1993 году был принят 3акон РФ N 4901-I, статью отменяющий. Основной причиной его принятия было желание российского руководства евроинтегрироваться.

Полный текст: Константин Крылов, "Истоки и смысл российской гомофобии".