1. Последнее время стало как-то особенно заметно, что остатки пережитков СССР уходят в прошлое. Нет, я не про изношенную советскую коммунальную инфраструктуру, которую худо-бедно латают, не про отношение работодателей к наемным работникам, как к дешевому товару, на котором можно сокращать издержки, и даже не про школьное образование, в котором оценки по физкультуре, музыке и рисованию хотят заменить на «зачтено».
Я про популярную психологию: будь самим собой, живи одним днем, визуализируй желаемое, не устраивают отношения с супругом – разводись, чаще меняй половых партнеров – ты достоин (достойна) самого лучшего, требуй желаемого и не говори спасибо и пожалуйста – это унижает тебя и т.д.
В людях последние 20 лет воспитывается ощущение того, что каждый мужчина – центр вселенной, а любая женщина – королева; коллективизм – это пережиток «тоталитарного» советского социализма, поляки вон, в ответ на слова Путина о причинах Второй мировой войны официально признают Фашистскую Германию и СССР равно виновными в ее начале (забыли поляки, сколько земель по ее итогам СССР им фактически подарил, отняв у Германии).
Главное теперь – это лидерство. А лидерство служит достижения основной и важнейшей цели – достижение абсолютного личного комфорта через управление (под которым понимается манипуляция) коллективом в котором существуешь. Каким именно образом ты сможешь добиться личного комфорта – дело пятое, но цель всегда оправдывает средства. Именно приоритет личных интересов над общественными и есть та «бессмертная» основа взяточничества, коррупции (ситуации, когда ресурсы государства используются в личных интересах) и т.д.
Приоритет общественных целей сегодня заменен приоритетом личных целей. Твоя задача сегодня - это не общественное достояние, не ситуация, когда ты сознательно отказываешься от чего-либо в пользу других, а обеспечение максимальной степени личной свободы и возможности удовлетворить любые свои запросы.
Единственный способ этого добиться – получить как можно больше денег. Не заработать честным трудом, честный труд – это для ЛОХов, а именно получить максимум капитала, желательно с минимумом усилий. Проще всего что-то купить дешевле, а продать дороже, то есть заняться тем, что в СССР называлось спекуляцией.
2. Если заниматься производством, то надо постоянно снижать себестоимость и расширять рынки сбыта. Причем эти два понятия отражают суть единства и борьбы противоположностей. Идеальное производство – это производство, в котором никто не работает, платить за работу не надо, а товар производится из того, что даром валяется под ногами. Но такой товар никому не нужен. Покупатели хотят купить полезный товар, с максимумом вложенного в него труда и изготовленный из максимально качественных деталей так, чтобы он не ломался вообще. И такой товар должен быть и лучше, и дешевле, и удобнее, и эстетичнее аналогов конкурентов.
В России 70 лет не было капитализма западного типа. Напомню, что при Ленине и Сталине советская экономика была настолько эффективна, что в 1943-1944 годах расходы на войну снизились, при том, что товара для войны производилось гораздо больше, чем до войны, не говоря о 1942 годе, когда производство только налаживалось.
При наличии настолько опасного конкурента, как СССР сильным мира второго общественного строя пришлось перестраивать общество под угрозой полного исчезновения. Там даже было обеспечено введение «прослойки» между наемными работниками и владельцами средств производств – так называемый «средний класс».
Сегодня, когда СССР уже нет, а Китай на роль главного идеолога планеты не претендует, во всем мире наблюдается тенденция к сокращению среднего класса и увеличению неравенства. В России, кстати, по образу и подобию США общество так и не было выстроено, средний класс у нас не успел возникнуть, и, скорее всего, уже и не возникнет.
3. Давайте вернемся к способам повышения эффективности производства в России (а значит и снижения издержек). Снижением издержек в современной России традиционно занимаются «эффективные менеджеры». На начальном этапе у них была полная свобода действий и максимум возможности демонстрировать «эффективность» их подхода к управлению предприятиями.
Одно вытекало из другого. Настроенное в СССР производство, где лишних людей на производстве не было, имело некий запас прочности. Там где нормами труда требуется три работника, за счет интенсификации труда справятся и двое, причем зарплату обоим можно оставить прежнюю. Народ повозмущается, но стерпит – люди то еще советского типа, привыкшие к лишениям. Правда и они в таком режиме долго работать не могут и уходят туда, где работать надо меньше, а платят больше, а те, кто приходят взамен тем уровнем квалификации уже не обладают.
Массу социальных обязательств советских предприятий (детские сады, школы, санатории и т.п.) можно либо передать государству, либо продать, как «непрофильные активы». А это все приведет к тому, что на начальном этапе без существенного ухудшения качества продукции растет прибыль.
Следующим шагом была оптимизация затрат на сырье и оборудование. Оборудование если и покупалось, то, как правило, бывшее в употреблении в «развитых» странах, часто списанное. Кстати, далеко ходить за примерами не нужно, на Дальнем Востоке и в Сибири ездит очень много автобусов корейского производства. Автобусы не новые, в Корее большинство из них списаны, как не прошедшие технический осмотр. В России эти автобусы продолжают служить по 5-10 лет. И даже тот факт, что они падают с мостов, перевозчиков мало волнует. Сырье для продукции также приобретается максимально дешевое и низкокачественное.
Естественно, что при изготовлении товаров в рамках высокой интенсификации труда из некачественных материалов их качество опускается «ниже плинтуса», а это ведет к существенному снижению прибыли предприятий и потере рынков сбыта. Но, раньше «эффективные» менеджеры показывали рост прибыли, а значит увольнять их табу. Поэтому идет переход к третьему этапу действий «эффективного» менеджмента.
На третьем этапе за границей находится контрактный производитель аналогичного товара (обычно в Поднебесной, являющейся сегодня «фабрикой мира»), а в России налаживается «отверточная сборка. К концу этого этапа в России остается в лучшем случае разработка, и то пока это остается дешевле, чем иностранный аутсорсинг.
К примеру, в сфере IT, не смотря на наличие АО «РОСНАНО» соотношение иностранных комплектующих к российским доходит до 99%. Даже центральные процессоры «Эльбрус» российской разработки частной компании МЦСТ (Московский центр SPARC-технологий) выпускаются на тайваньских заводах TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company).
Немногим лучше обстоят дела в самолетостроении, где «Суперджет» АО «Гражданские самолеты Сухого» собирается на 68% из иностранных деталей (2018 год).
Думаю, все помнят, что конфликт с Украиной привел к тому, что наши суда и вертолеты остались без двигателей, а после введения санкций против «Северного потока-2» вдруг выяснилось, что в России нет морских судов - трубоукладчиков.
В общем, сегодня эффективный менеджмент привел к тому, что Россия оказалась на пороге деиндустриализации, а современные попытки «импортозамещения» в России выглядят очень бледно на фоне проведенной в XX веке индустриализации и выхода СССР по экономическим показателям на ВТОРОЕ место в мире.
4. Человек – существо социальное, в отрыве от общества человек превращается в животное, вплоть до того, что забывает язык. Свидетельств этому масса, прототип Робинзона Крузо Даниэля Дефо – Александр Селькирк для того, чтобы не забыть человеческую речь читал вслух Библию, а дети-маугли, найденные в возрасте старше 3,5 лет, так и не научаются говорить.
Понятно, что современный человек не может, как первобытные люди или члены примитивных племен, живущих в джунглях, почти полностью утратить индивидуальность и считать себя составной частью коллектива. Но строить свою жизнь на принципах позволяющих не ставить личные интересы выше общественных – это, на самом деле объективная необходимость.
Далеко не во всех современных течениях психологии полностью отсутствует здравое зерно. Напротив, они, как правило, достаточно эффективны, если их применять на практике. Проблема не в самих методах, а в том, что современное общество все больше атомизируется.
Визуализация желаний, к примеру – не что иное, как настройка самого себя для достижения необходимой цели, когда все мысли заняты только ей и, как следствие, становятся заметны, на первый взгляд, не очевидные средства ее достижения.
Вопрос здесь, по большому счету, стоит не в самих методах, позволяющих добиться желаемого, а в поставленных целях и средствах, на которые человек готов пойти ради их достижения.
5. К сожалению, жизнь человека очень коротка. Правда понимаешь это обычно тогда, когда уже совершил массу ошибок и далеко не все из них остается время исправить. Тем не менее, даже запоздалая попытка – это лучше, чем ничего.
Не совершать ошибок нельзя, я и сам совершал, и совершаю ошибки, в том числе глупые. Я часто недооцениваю или, напротив, переоцениваю собственные возможности. Люди – это не Боги, мы не в состоянии не только в одиночку предусмотреть все последствия собственных действий, но даже коллективно далеко не можем найти истину.
Стоит ли после этого смириться с судьбой? «Забить» на самого себя и плыть по течению к болоту, в котором в итоге мы и увязнем? Можно и так – это проще всего. Но, я верю в то, что все наши проблемы решаемы, а любые ошибки исправить можно, поскольку даже их осознание и принятие мер, направленных на их исправление – это то, что делает нас людьми.
В какой бы ситуации мы не находились, на мой взгляд, главное стараться остаться Человеком. Это куда важнее денег, которые, несомненно, важны, как одно из средств достижения целей, но отнюдь не должны являться самоцелью.
Неосмотрительные решения в виде увольнения с опостылевшей работы при отсутствии дополнительных доходов, и тем более, если не нашел другую, развод с женой, если она надоела, перманентный ремонт жилья и т.п. – это не демонстрация своей крутизны и «самости» - это очевидные глупости, вредящие прежде всего, самим себе.
Потом из той ситуации, в которую себя удается загнать выходить очень сложно, как правило, мешает этому собственная гордыня.
Тут, главное помнить то, что жизнь – это движение. Пока человек «крутится», пока его видят и знают – он востребован, но, как только, он исчезает из поля зрения, про него забывают. А в забвении – ты не только не нужен окружающим, ты становишься не нужным и самому себе.
Тем не менее, как бы тяжело нам сейчас не было, насколько бы трудно не было сделать первый шаг, для того, чтобы «разрубить Гордеев узел», главное собраться с силами и сделать его. А дальше пойдет как по маслу, правда тупым ножом, по перемороженному, с крошками и неровными кусками – но пойдет.
Все будет хорошо, поверьте. Вера действительно способна творить чудеса. Но и необходимость действовать тоже никто не отменял…
Если статья понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Спасибо!