Мы привыкли связывать работу ледоколов с суровыми морями Севера, но ведь и в южные тёплые моря приходит зима, море застывает и портовая жизнь замирает. Чтобы продлить сроки навигации в Азовском море, Комитетом донских гирл (гуглить рано, читайте далее) был заказан портовый ледокол. Ледокол строился в Германии на верфи Howaldtswerke в Штеттине и был сдан заказчику в 1897 г. Судно длиной чуть меньше 40 м и шириной 8,6 м приводилось в движения двумя винтами вращающимися от двух паровых машин мощностью 250 л.с. каждая. Назвали судно по имени комитета, им владевшего - “Ледокол донских гирл” (гирлами называли рукава и протоки в устьях южных рек). Ледокол работал, как видно из названия в донских гирлах, и как портовый ледокол в порту Ростова - всё на удивление логично. Летом “Ледокол донских гирл” работал как буксир и спасательное судно. В 1902 г. “Ледокол донских гирл” поучаствовал в эксперименте Александра Попова - на ледоколе был установлен радиопередатчик, а сам ледокол взял курс на Таганрог. При удалении судна от приёмника качество связи менялось незначительно, что подтвердило возможность использования радиосвязи. В 1915 г. ледокол мобилизовали, и он участвовал в Первой мировой войне как судно снабжения, обеспечивая работу порта Севастополь. Спустя два года, в 1917 г. “Ледокол донских гирл” вошёл уже в состав Красного черноморского флота, и в 1920 г. был переименован в “Сталин”. Судно успело поучаствовать в Гражданской войне и как вооруженный ледокол, и как канонерская лодка. В 1927 г. ледокол перевели на работу в Каспийское море, для чего ему пришлось пройти Азовское и Чёрное моря, обогнуть всю Европу и, остановившись на ремонт в Ленинграде, перейти на Волгу, которая как известно впадает в Каспийское море.
В момент прибытия ледокола в Махачкалу, в Ленинграде достраивали первый ледокол советской постройки с весьма похожим названием - “Иосиф Сталин”, поэтому судно было зачислено под новым названием - “Шаумян”. В 1937 г. ледокол “Шаумян” попал в сильнейший шторм и, не сумев справиться со стихией, затонул. Погибли все 27 членов экипажа. Морякам, погибшим на ледоколе “Шаумян”, был установлен памятник в Махачкале, а сам ледокол нашли лишь спустя два года - рыбаки зацепились за него сетью.
После того, как стало известно местоположение“Шаумяна”, силами ЭПРОНа (Экспедиция подводных работ особого назначения) ледокол был поднят со дна и восстановлен в порту Махачкала. Отремонтированный “Шаумян” продолжил работать на Каспийском море, выполнял перевозки в годы Великой отечественной войны, а в послевоенные годы использовался как буксир для нефтеналивных барж. В 1947 г. 50-летний ледокол был выведен из состава флота и встал на прикол в порту города Баку. Спустя три года простоя, “Шаумян” затонул прямо у портовой стенки, позже был вновь поднят и в этот раз уже порезан “на иголки”.