Различные формации, исполняющие "тяжёлую" музыку (что зарубежные, что доморощенные), довольно часто обращаются в своём творчестве к теме оружия, вооружённых конфликтов (немецкая группа Sodom так, вообще, поставила в песнях войну на "поточное производство"!).
В некоторых своих предыдущих статьях я уже касался, так или иначе, описания подобного "тренда". Как, к примеру, в "Chthonic: Вторая мировая, отряды диверсантов и black-metal-экзотика" или "Боевая авиация Heavy Metal". Надо будет обобщить сей опыт в отдельных обзорах и посвятить их мировым войнам в музыке. Сегодня же я предлагаю своим читателям подборку материала, который был написан советскими/российскими метал-группами и затрагивал тематику Великой Отечественной войны - судьбоносного вооружённого конфликта в рамках Второй мировой, когда в бою, растянувшемся на 4 года, сошлись две сильнейшие сухопутные армии мира той поры (в данном случае, мой пафос отнюдь не излишен)!
Одной из первых метал-банд, отличившихся да данном поприще, была, конечно же, Ария (она у нас в стране во многих проявлениях лидировала - не будем сейчас спорить о каких-либо "первичности/вторичности" данных проявлений). На альбоме 1987 года "Герой асфальта" у коллектива вышла песня "1100" (как непременно указали бы тогда: музыка - В. Холстинина, слова - М. Пушкиной), которая своим текстом недвусмысленно намекала, о событиях какого периода нашей истории в ней идёт речь: "Режет небо луч прожектора, / Рядом - чёрные кресты..."
Не осталась в стороне группа Мастер - также один из старейших и опытнейших отечественных метал-коллективов. К примеру, на пластинке "Лабиринт" 2001 года выпуска у бэнда есть пара связанных тематически композиций, следующих одна за другой и закрывающих альбом: инструментал "Никто не забыт, ничто не забыто" и песня "Таран":
Витиеватая история создания получилась у данных треков. В одном из интервью Алик Грановский, рассказывая о своём сольном проекте "Большая прогулка", отметил:
…альбом Мастера "Лабиринт" и мой сольный диск должны были выйти одновременно. И изначально я планировал включить соло "Никто не забыт, ничто не забыто" в обе эти работы. Но, в связи с тем, что выпуск сольного альбома был отложен на неопределенный срок, соло вышло только на "Лабиринте"...
Песня же "Таран" была взята из репертуара группы Смещение, в которой в 80-х годах играли вместе Алик Грановский и Андрей Крустер (звукооператор группы Мастер на момент записи "Лабиринта").
Москвичи Rossomahaar в 2002 году записали работу "Quaerite Lux in Tenebris…" на которой тоже присутствовала интересная инструментальная композиция под названием "Sacred War" - метал-интерпретация знаменитой "Священной войны" поэта В. Лебедева-Кумача и композитора А. Александрова, написанной в конце июня 1941 года:
2003 год отметился в хрониках российского метала выходом концептуального альбома "Маятник времён" группы Легион, практически целиком посвящённого событиям Великой Отечественной войны. Песни на нём получились очень проникновенными:
Кроме перечисленных выше работ есть у меня ещё пара примеров творчества, посвящённого событиям той далёкой эпохи, от отечественных метал-бэндов, скажем так, спорного текстового наполнения. Публикация их в моём сегодняшнем обзоре вместо заявленной выше " Sacred War" вполне может вылиться в обсуждениях в гневные "Holy Wars". Но, объективности ради, данные примеры обойти стороной я тоже не могу.
В творчестве Коррозии Металла (чей бессменный Карабас Барабас, в миру - Паук Евгеньевич Троицкий, не раз был замечен в симпатиях к немецкому национал-социализму) очень много наивности и неисторичности, но, всё ж (альбом того же 2003 года - "Белые волки):
В песне "С-13" дана довольно смелая интерпретация событий, связанных с боевым прошлым знаменитой краснознамённой подводной лодки под командованием легендарного капитана А. Маринеско (не моё, конечно, дело, но, зря Паук Евгеньевич за микрофонную стойку встаёт, ой как зря - проблемы у него мала-мала и со слухом, и с голосом)...
А вот ещё одна композиция, кем только не перепетая, отчего её авторство для меня теряется в глубине времён. Здесь привожу ссылку на эту песню в исполнении группы Темнозорь:
Свеж ещё в памяти международный скандал, когда чехи решили установить в Праге памятник бойцам Русской освободительной армии, выбившим немецких оккупантов из чешской столицы, на что современное российское МИД выложило кучу кирпичей выразило свой протест. Не хочу вступать в заочную или публичную полемику по данному вопросу - история рано или поздно, всё равно, всех рассудит: и "героев", и "предателей". Вот, только, гражданская война в нашей стране уж более века всё никак не может закончиться...
Обзор подготовил Звонкий Талер