Найти в Дзене
Азбука Истории

Как советские люди в театр собирались...

Поход в театр, пусть даже местный драматический в провинции, советскими людьми воспринимался, как праздник. А уж гастроли известных столичных театров, как праздник уже фантастически прекрасный. И наивысшей точкой эстетической феерии была возможность посетить Большой, Мариинский и театр оперетты имени Станиславского.
Были завзятые театралы, не пропускавшие ни одной премьеры, были и зрители, которые попадали в театр от случая к случаю. Но все одинаково тщательно готовились к этому событию. С мужчинами было проще – у каждого был выходной костюм и белая рубашка с галстуком. Часто это был костюм с собственной свадьбы. А вот женщины наряжались и прихорашивались с особым тщанием. В те времена и помыслить не могли, что в театр, как в храм искусства можно будет прийти в джинсах, кроссовках и лонгсливе. Только нарядное платье, только хардкор. Нередко в театр надевали платья в пол, а зимой меняли в гардеробной сапоги на туфельки. Накануне посещалась парикмахерская. Тогда прически создавались
Фото СССР. 1958г. Из коллекции: b-teatr.ru
Фото СССР. 1958г. Из коллекции: b-teatr.ru

Поход в театр, пусть даже местный драматический в провинции, советскими людьми воспринимался, как праздник. А уж гастроли известных столичных театров, как праздник уже фантастически прекрасный. И наивысшей точкой эстетической феерии была возможность посетить Большой, Мариинский и театр оперетты имени Станиславского.

Были завзятые театралы, не пропускавшие ни одной премьеры, были и зрители, которые попадали в театр от случая к случаю. Но все одинаково тщательно готовились к этому событию. С мужчинами было проще – у каждого был выходной костюм и белая рубашка с галстуком. Часто это был костюм с собственной свадьбы. А вот женщины наряжались и прихорашивались с особым тщанием.

В те времена и помыслить не могли, что в театр, как в храм искусства можно будет прийти в джинсах, кроссовках и лонгсливе. Только нарядное платье, только хардкор. Нередко в театр надевали платья в пол, а зимой меняли в гардеробной сапоги на туфельки. Накануне посещалась парикмахерская. Тогда прически создавались безжалостно, с проволочной крепости начесом и заливалось лаком. Держалась такая куафюра несколько дней. На ночь надевалась сеточка, а перед выходом прическа поправлялась с помощью ручки от расчески.

Дамам непременно нужен был и маникюр, даже если в повседневной жизни они не покрывали ногти лаком. Духи и колье, украшавшее праздничное декольте. При слишком открытом платье, набрасывали на плечи шарф, палантин или шаль. Разумеется, эти аксессуары были красивыми, не такими, как у всех. И, разумеется, лодочки. В босоножках прийти в театр и сверкать голыми пальцами и пятками считалось дурным тоном. Поход в театр был одной из немногочисленных возможностей почувствовать себя принцессой или королевой, в зависимости от возраста.

Большое количество зрителей заранее запасалось букетами, которые они бережно держали на коленях, стараясь не хрустеть целлофаном во время спектакля или концерта, ожидая подходящего момента, чтобы вручить цветы своему любимому артисту. Кашлять, чихать, шуршать конфетными обертками было недопустимо, также было нежелательно приводить на взрослые представления детей. Дети слишком часто задавали вопросы, что это они там делают, особенно во время оперных и балетных спектаклей, чем отвлекали зрителей.

В антракте принято было посещать театральный буфет, а там было множество соблазнов, поэтому после антракта зрители опаздывали к началу действия, а потом пробирались на свои места под осуждающий шепот вернувшихся вовремя. А после окончания спектакля, в очереди в гардеробную, принцы и принцессы становились обычными дядьками и тетками, которые торопились на трамвай или автобус, чтобы поскорее попасть домой после окончания сказки.