В горниле революции 17-го в России сгинуло множество уникальных драгоценностей рода Романовых. Разобранные на части, «уплывшие» за границу, оказавшиеся в частных коллекциях – большинство потеряно безвозвратно. Однако, след некоторых их них вполне ясно прослеживается.
Путь "русско-английской" тиары, получившей имя Владимирской, начинается в 1874-м году. Тогда Великий Князь Владимир Александрович, третий сын императора Александра 2, преподнес ее в подарок своей невесте - герцогине Марии Александрине Элизабете Элеоноре Мекленбург-Шверинской. Мария Павловна – именно так стала зваться немецкая принцесса после замужества, подарок оценила. По свидетельствам, тиара стала любимым ее украшением. Шедевр ювелирного дома Болин состоял из 15 колец, усыпанных бриллиантами, в центре каждого из которых помещалась крупная жемчужина на подвеске.
Мария Павловна блистала в своих украшениях вплоть до 1917-го, и потом была вынуждена бежать на Кавказ, спасаясь от революции. Практичная и предусмотрительная немка не исключала, что ей придется покинуть Россию навсегда, а куда бежать без денег? Ответ пришел сразу – богатая коллекция драгоценностей. Вот он, ее путь в Европу.
Мария Павловна оборудовала в своих комнатах сейф, куда поместила 244 драгоценных предмета, включая тиару. Ценности надежно заперты, однако вернуться за ними не представляется возможным: Великая Княгиня по-прежнему на Кавказе, Владимирский Дворец с сокрытыми в нем ценностями конфискован в пользу Временного правительства.
Вот тут-то ей на помощь и приходит старый знакомый, англичанин Альберт Стопфорд.
Аристократ Стопфорд был сведущ в предметах антиквариата и драгоценностях. На этой почве, в свое время, он завязал крепкие дружеские отношения с Марией Павловной. Официально дипломат, а неофициально – английский шпион, Стопфорд был тем человеком, кому Великая Княгиня доверила «спасти» свои драгоценности.
Переодевшись в женское платье, дипломат проник в будуар Марии Павловны, и, следуя ее инструкциям, нашел сейф, и вынес драгоценности из дворца. Далее вся коллекция проследовала с ним в Лондон, где он, следуя плану, ждал, пока Мария Павловна с детьми не бежит из России, что и произошло в 1920-м. Но прожила она в изгнании недолго, скончавшись в августе того же года. Тиара перешла к ее дочери – Великой Княжне Елене Владимировне.
Вдали от родины княжна Елена пребывала в бедственном положении, и была вынуждена продать часть фамильных драгоценностей. В 1921-м году большую часть выставленных на продажу ценностей приобрела королева Великобритании Мария Текская. Среди прочего в ее владении оказалась и знаменитая тиара, о красоте которой к тому времени уже ходили легенды.
Получив вожделенное украшение, Мария Текская велела изготовить для нее второй комплект подвесок – на этот раз изумрудных. В 1953-м году владелицей тиары стала внучка Марии Текской Елизавета II, ныне здравствующая королева Англии.
Русская тиара и по сей день остается любимой у королевы. Время от времени в ней появляются на публике и другие члены венценосной семьи.