Первое событие. В течение всего минувшего года Армения председательствовала в ЕАЭС, что являлось одним из ключевых внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов. Напомним, что, вступая в председательство, премьер-министр Никол Пашинян говорил о необходимости продвижения цифровой повестки ЕАЭС, полностью созвучной с экономическими приоритетами страны-председателя, и её возможно более полноценной реализации. Диверсификация внешнеэкономических связей ЕАЭС предполагала развитие торгово-экономических связей, в частности с Ираном, Китаем и Египтом.
По итогам 2019 года Еревану удалось существенно продвинуть «цифровую повестку» дня в ЕАЭС, призванную стать главным инструментарием в борьбе с бюрократическими препонами и контрафактом. В этой сфере у Армении есть определенный позитивный опыт: активно развивается цифровой банкинг, некоторые крупные кредитные учреждения внедрили автоматизированную скоринговую (основанную на численных статистических методах) систему кредитования для физических лиц и малого бизнеса. Развивается система бесконтактных платежей по покупкам через смартфоны и дистанционному открытию банковского счёта. Расширяются возможности мобильных банковских приложений, заметно снижая операционные расходы граждан и предприятий.
По некоторым направлениям нужны дополнительные усилия. Так, внедрение единых принципов транзита товаров и грузов упирается в технические детали – субъектность оператора, место и условия хранения баз данных, так что здесь ещё много работы.
Относительно второго приоритета председательства Армении следует отметить, что 1 октября 2019 года во время заседания Высшего экономического совета в Ереване было подписано соглашение о свободной торговле между Сингапуром и ЕАЭС. Цель документа – создание взаимовыгодных условий для развития торговых отношений и стимулирования направлений сотрудничества, представляющих взаимный интерес. Соглашение нацелено также на нивелирование препятствий на пути торговли и инвестиций, сокращение расходов бизнеса и повышение экономической эффективности.
Мало кто помнит, что переговоры с Сингапуром велись несколько лет, однако достичь соглашения удалось только после официального визита в это небольшое государство премьер-министра Армении Н. Пашиняна и его переговоров с премьер-министром Ли Сянь Луном. Успеху переговоров способствовала также армянская община этой азиатской страны, ставшей одним из синонимов экономического успеха. В период председательства Армении вступило в силу также временное соглашение о зоне свободной торговли с Ираном, лоббировавшееся Ереваном в рамках ЕАЭС.
Наконец, 25 октября 2019 года было подписано соглашение о ЗСТ между ЕАЭС и Республикой Сербия, подписанное главой коллегии Евразийской экономической комиссии Тиграном Саркисяном, премьер-министрами стран Союза и премьер-министром Сербии Аной Брнабич.
Соглашение не только полностью гармонизирует условия торговли Беларуси, Казахстана и России с Сербией (с ними уже были двусторонние договоренности о свободной торговле), но и создаёт аналогичный режим для армянских и кыргызстанских товаров, преференции для которых при доступе на сербский рынок ранее отсутствовали. Подписанию соглашения с Сербией предшествовал официальный визит в эту страну президента Армена Саркисяна. Президент Армении встречался как с официальными лицами, так и с представителями общественных и научных кругов, причём в ходе бесед затрагивалась и тема соглашения о зоне свободной торговли с ЕАЭС.
Таким образом, председательство Армении в ЕАЭС во многом было признано удачным именно потому, что Ереван полностью выполнил не только свои функциональные обязанности, но и заявленные приоритеты, что получило высокую единодушную оценку со стороны партнеров по Союзу.
Вторым по значимости событием для Армении в свете членства в ЕАЭС стало заседание Высшего евразийского экономического совета (1 октября) и межправительственного совета ЕАЭС (30 апреля) в Ереване, когда в столицу страны приехали первые лица и главы правительств государств-участников. Кроме них, на саммите 1 октября в качестве наблюдателей побывали президент Молдовы Игорь Додон, президент Ирана Хасан Роухани (как глава государства, входящего в зону свободной торговли с ЕАЭС) и премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун (для подписания соглашения о зоне свободной торговли с ЕАЭС).
Организация столь представительного саммита в Ереване удостоилась очень высокой оценки его участников, в том числе Владимира Путина, который, обращаясь к Николу Пашиняну, сказал: «Хочу поздравить вас с результатами саммита в Ереване, они действительно хорошие. И с точки зрения развития связей с нашими партнерами из третьих стран, и, что не менее важно, а может, и важнее – то, что не было ни одного сбоя. Наоборот, достигнуты все договоренности в рамках организации. Вы – тот человек, который приложил максимум усилий для такой результативной работы. Я вас не только поздравляю, но и хочу поблагодарить». Именно по итогам этого саммита руководители России и Армении договорились в 2020 году обменяться официальными визитами.
Третьим по значимости событием для Армении в свете членства в ЕАЭС стало подписание на неформальном саммите ЕАЭС в Санкт-Петербурге в декабре 2019 года «пенсионного» соглашения. После ратификации соглашения всеми странами-участницами трудовой стаж граждан стран, входящих в ЕАЭС, будет учитываться при получении пенсии. Выплаты могут осуществляться и из пенсионных систем стран-участниц. Комментируя данное соглашение, член коллегии ЕЭК по экономике и финансовой политике Тимур Жаксылыков заявил: «Новая система позволит учитывать период работы в другой стране, засчитывать его в пенсионный стаж, получать выплаты из других пенсионных систем, причем деньги могут либо экспортироваться в страну постоянного проживания, либо по договору трудящегося он может получать эти средства в других странах. Это ведет к более высокому уровню социальной защищенности граждан и к справедливости».
Таким образом, появились обоснованные надежды на изменение ситуации для сотен тысяч армянских трудовых мигрантов, работающих прежде всего в России, а также Казахстане и Беларуси.
Четвертым по значимости событием стал рекорд товарооборота с Россией, который по итогам 2019 года превысил 2 млрд долларов (официальные данные будут опубликованы в феврале). Россия продолжает оставаться лидером среди торговых партнеров Армении. Достижение этого показателя во многом связано с членством в ЕАЭС и возможностью беспошлинно торговать в России, а через неё – и с другими странами объединения. Безусловно, имеются все возможности превзойти и этот показатель, наращивая и далее экспорт в страны ЕАЭС, особенно если надёжно решить проблему коммуникационной изолированности страны.
И, наконец, пятое событие. Завершившийся год был пятым со времени создания ЕАЭС и членства страны в объединении. На гипотетический вопрос о том, насколько этот шаг был правильным и оправданным для Еревана на «промежуточном этапе», ответил министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК академик РАН Сергей Глазьев. Он, в частности, сравнил экономические показатели Армении и Украины за последние 5 лет. За этот период промышленное производство в Армении выросло на 57%, в то время как на Украине упало на 22%. Инвестиции в Армении выросли на 57%, на Украине – упали на четверть. Экспорт в Армении увеличился на 67%, на Украине снизился на треть.
К этим цифрам можно добавить и данные МВФ об уровне ВВП на душу населения в обеих странах. На октябрь 2019 года для Армении он составлял 4530 долл. (согласно прогнозу на 2020 год – 4670 долл.), а для Украины – 3590 долл. (на 2020 год – 3880 долл.). Заметим, ресурсные и демографические возможности обеих стран несопоставимы, к тому же, в отличие от Украины, две из четырех границ Армении блокируются её соседями. Имеются также данные ЦРУ США по ВВП на душу населения по паритетной покупательной способности для обеих стран за 2017 год (Украина – 8800 долл., Армения – 9500 долл.).
Возможно, иные наблюдатели назовут эти сравнительные цифры некорректными и в чем-то будут правы, но от них никуда не денешься. А люди среднего и старшего возраста в обеих странах зададутся вопросом: как такое могло произойти?
Оригинал статьи размещен здесь