Леонтина Тереза Коэн (Хелен Крогер) родилась 11 января 1913 года в Массачусетсе в семье выходца из Польши В. Петке. В молодости принимала участие в политической деятельности. Являлась членом компартии США. С будущим мужем Моррисом Коэном познакомилась в на антифашистском митинге в 1939 г. после его возвращения из Испании. Моррис в это время уже сотрудничал с советской разведкой. По его просьбе была привлечена к работе и Леонтина под псевдонимом Лесли.
В годы войны Лесли использовалась в качестве агента-связника. Находилась на связи у сотрудника резидентуры в Нью-Йорке Анатолия Яцкова. Выполняя указание Центра, она за три месяца добыла в Канаде образцы обогащенного урана.
В августе 1945 г. Л. Коэн выехала в курортный город Альбукерк, расположенный вблизи от секретной атомной лаборатории США в Лос-Аламосе. Для обеспечения безопасности она запаслась справкой от врача, удостоверяющей необходимость прохождения курса лечения легких на этом курорте. Месяц она ожидала встречи с нашим агентом, который должен был передать ей материалы по Манхэттенскому проекту. Наконец встреча состоялась, Оказалось, что агент Персей перепутал дату встречи. Он передал для резидентуры ряд ценнейших материалов атомного центра.
На вокзале в Альбукерке ФБР тщательно проверяло пассажиров и их багаж, соблюдая жесткий режим секретности, введенный властями США вокруг атомных объектов. Леонтина имела право уничтожить документы, но она понимала всю их важность и поэтому пошла на риск. Она спрятала документы на дно коробки с гигиеническими салфетками и прибежала к вагону за три минуты до отправки поезда, изображая суетливую даму-растеряху.
Пока шел досмотр, подержать коробку с салфетками она попросила одного из полицейских. Ответив на вопросы сотрудника ФБР, разведчица направилась в вагон, «забыв» о коробке. Её окликнули и возвратили коробку без проверки. Привезенные ею документы были исключительно ценными. А чуть позже она от того же «Персея» передала схемы, чертежи и описания по атомной бомбе, сообщив также о дате и месте проведения испытания. Кроме того, Лесли передала информацию о решении США сбросить бомбу на Японию.
В связи с обострением оперативной обстановки в США, из-за предательства источника резидентуры, выдавшего ряд агентов, связь резидентуры с Леонтиной и ее мужем была временно прекращена. В 1949 г. они были включены в нелегальную резидентуру выдающегося разведчика Р.И. Абеля (Вильяма Фишера) в качестве связников. Лесли обеспечивала передачу в Москву важных документов о создании атомной бомбы в США, включая материалы по оружейному плутонию, а также копию секретного законопроекта Трумэна о создании Совета национальной безопасности и об организации при нем ЦРУ. В последнюю встречу с «Персеем» Леонтина получила от него данные по плану бомбардировок 70 советских городов... С Рудольфом Абелем она проработала около двух лет.
29 августа 1949 года в 6 часов утра была взорвана первая советская атомная бомба. Администрация США и президент Трумэн были сражены тем, что их страна перестала быть монополистом в обладании ядерным оружием. Спецслужбы занимала другая мысль: как могло случиться, что СССР, обескровленный войной, добился такого успеха?!
Началась охота за «атомными шпионами». Для острастки были казнены невиновные супруги Этель и Джулиус Розенберги. Круг поисков сужался. В 1950 г. после ареста в Британии ценного агента внешней разведки К.Фукса, с которым Леонтине приходилось встречаться, Центр решил вывести её с мужем в Москву. С паспортами на имена Марии Терезы и Педро Санчеса они уехали в Мексику. Оттуда — в Амстердам, Швейцарию, Прагу... В ноябре 1950 года они оказались в столице СССР. Здесь Леонтина прошла дополнительную спецподготовку для работы радистом-шифровальщиком.
В 1954 г. Центр принял решение направить супругов в качестве связников-радистов нелегальной резидентуры в Англии, которой руководил Бен (псевдоним разведчика-нелегала Конона Молодого, известного также под именем канадского бизнесмена Гордона Лонсдейла). Прибыв в конце 1954 г. с новозеландскими паспортами на имя Питера и Хелен Крогер, разведчики приобрели небольшой букинистический магазин в пригороде Лондона. Они оборудовали в подвале своего дома, расположенного неподалеку от военного аэродрома Нортхолт, радиостанцию и стали регулярно передавать в Центр "сведения особой важности" (как указывалось позднее в суде) с использованием быстродействующего радиопередатчика. Разведывательную информацию они получали через Бена от работника Портлендской военно-морской базы Г. Хаутона.
В январе 1961 г. был арестован Бен (я об этом подробно рассказывал здесь), а вечером того же дня - супруги Крогер. Состоявшийся в марте 1961 г. суд приговорил Хелен Крогер к 20 годам тюремного заключения, несмотря на отсутствие прямых улик против нее. Это объяснялось тем, что ФБР США передало британцам известные ему сведения о деятельности супругов Крогер в США. Питер был приговорен к 25 годам, Лонсдейл к такому же сроку. Их развели по разным тюрьмам. Хелен сидела вместе с уголовниками. Так власти мстили ей за молчание.
21 октября 1969 года Питера вывели из камеры и отправили на завтрак в одиночестве. В то же время камеру покинула и Хелен. Через день в обычном рейсовом самолете они были отправлены в Москву (на фото – супруги в самолёте): после долгих переговоров удалось договориться об их обмене на арестованного в СССР агента МИ-5 Дж. Брука. Чуть раньше Г. Лонсдейл был обменян на шпиона Г. Винна. 25 октября они прибыли в столицу страны, служению которой отдали долгие годы жизни. Здесь Хелен встретилась с Р.И. Абелем и К. Молодым и руководством разведки.
До последних дней жизни Леонтина Коэн продолжала работать в управлении нелегальной разведки. Выполняла специальные задания. Выезжала в различные страны для организации встреч с разведчиками нелегалами. Принимала участие в подготовке молодых сотрудников нелегальной разведки. За большие заслуги в деле обеспечения государственной безопасности нашей страны она награждена орденами Красного Знамени и Дружбы народов.
23 декабря 1992 г. Леонтины Коэн не стало.
15 июня 1996 Указом президента РФ за успешное выполнение специальных заданий по обеспечению государственной безопасности в условиях, сопряженных с риском для жизни, проявленные при этом героизм и мужество Л. Коэн (посмертно) было присвоено звание Героя Российской Федерации.