Транспортный самолет Ан-124-100 "Руслан" – продукт советского авиастроения. Его уникальные возможности и сегодня обеспечивают лидерство России на международном рынке перевозок сверхтяжелых и крупногабаритных грузов.
Ан-124 «Руслан» - самый крупный и грузоподъемный самолёт в мире, разработан в КБ «Антонов». Его производство велось с 1985 по 1995 год на двух заводах в Ульяновске и Киеве. Всего построено 55 самолетов, в том числе 36 в Ульяновске.
Однако время не стоит на месте, и уже давно встал вопрос о возобновлении производства и дальнейшей модернизации самолета. Согласно данным системы «СПАРК-маркетинг», стоимость разработки технического проекта военно-транспортного самолета Ан-124-100М, являющегося модификацией самолета Ан-124 «Руслан», может превысить 1 миллиард рублей. С 2006 года вопрос неоднократно обсуждался на министерском уровне между Россией и Украиной и завершился в декабре 2013 подписанием соглашение о реализации мер господдержки возобновления серийного производства самолётов Ан-124. Однако в связи с обострившейся в 2014 году политической ситуации между странами, в августе 2014 года замглавы Минпромторга России Юрий Слюсарь заявил, что российско-украинский проект возобновления производства и модернизации тяжёлого транспортного самолёта Ан-124 или «Руслан» больше "не стоит на повестке дня". Тем не менее, еще четыре года эта тема неоднократно всплывала в СМИ, "регулярно рассматривалась" в правительстве, представители Минобороны России делали периодические обнадеживающие заявления. Чувствовалось, что вопрос буквально повис в воздухе - Россия прощупывала позицию Украины, одновременно проводила оценку технического, финансового и кадрового состояния отечественных предприятий.
В июне 2018 генеральный директор ПАО «Ил» Алексей Рогозин высказал мнение, что производство самолётов Ан-124 или „Руслан“ "можно возобновить, это решаемая, хотя и трудная задача». В ответ КБ «Антонов» официально заявило, что модернизировать Ан-124 невозможно без участия украинской стороны, поскольку только они «обладают всеми техническими знаниями и необходимой информацией о конструкции». Стало ясно, что Украина всеми силами будет мешать реализации проекта. Возобновление производства и модернизацию самолета придется проводить только силами российских специалистов и предприятиями России, без привлечения украинских коллег. Правота этого вывода подтвердилась после того, как Украина инициировала процесс полного сворачивания сотрудничества с Россией в аэрокосмической и военно-технической сфере.
В связи с претензиями Украины на авторские права было принято единственно возможное в этой ситуации решение - самостоятельно создать новый самолет. В июле 2018 года вице-премьер правительства России Юрий Борисов заявил, что научно-исследовательские работы (НИР) по созданию нового сверхтяжёлого транспортного самолёта на замену Ан-124 «Руслан» начнутся после 2025 года. Возобновлять производство Ан-124 не планируется, однако существующий парк самолётов будет модернизирован до версии Ан-124-100М. По информации источника "naukatehnika.com", между КБ «Ильюшин» и Экспериментальным машиностроительным заводом имени Мясищева уже заключен контракт на проведение проектных работ на сумму 830 миллионов рублей. Проект должен быть завершен к концу 2020 года. Общая стоимость разработки конструкторской документации самолета и его комплектующих составит более миллиарда рублей. Все работы по созданию и испытаниям нового Ан-124-100М оценены в 3,5 миллиарда рублей. Их планируют закончить уже в 2022 году.
Все, что касается планера - останется без изменений. При этом, срок службы «Руслана» будет увеличен до 50 - 60 лет. Для этого планируется разработать программу поддержания летной годности самолетов, прослуживших более 45 лет.
Модернизации и обновлению подвергнется практически вся внутренняя начинка. Самолеты получат наконец исключительно российское оборудование и агрегаты. «Все комплектующие изделия иностранного производства должны быть заменены на отечественные изделия по программе импортозамещения», - подчеркивается в техзадании. Самолет получит новое бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), включая прицельно-навигационный пилотажный комплекс, бортовой комплекс связи, бортовую информационную систему. Кроме того будут обновлены: десантно-транспортное оборудование, система электроснабжения, светотехническое, кислородное, бытовое оборудование и рабочие места членов экипажа. Дополнительно на самолете будет установлен бортовой комплекс обороны, предназначенный «для индивидуальной защиты самолета от поражения переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК) с оптико-электронными и радиолокационными головками самонаведения ракет».
«Бортовой комплекс обороны должен в автоматическом режиме обеспечивать защиту самолета от поражения в одной атаке с вероятностью не ниже 0,9 следующими ПЗРК: «Стингер», «Мистраль», «Игла».
В ходе модернизации «должны быть реализованы меры по снижению оптической, радиолокационной, лазерной, акустической заметности, а также радиозаметности».
В списке на замену указано 29 украинских наименований и еще три - из стран НАТО и ЕС. Самый сложный вопрос - с двигателем Д-18Т. Их производство и ремонт осуществлялось украинской компаний "Мотор Сич". Однако, в июле 2019 года СМИ сообщили, что в России освоили ремонт украинских двигателей для «Руслана». Планируется выйти на ремонт 12 таких двигателей в год, что позволит модернизировать или продлевать сроки летной эксплуатации трех самолетов. Двигатель Д-18Т морально и технически устарел и более не производится. ПС-90А и новые ПД-14 не подходят по тяге (16 и 18 тонн соответственно, а у Д-18Т - более 23 тонн). Остается ждать появления нового ПД-35.
Еще один вопрос, который нужно будет решить, связан с интеллектуальной собственностью. КБ «Антонов» неоднократно заявляло, что только оно обладает авторскими правами на этот самолет и является держателем всей технической документации. Для его решения в ТЗ специально оговаривается, что в ходе разработки проекта модернизации "необходимо провести патентные исследования и работы по обеспечению защиты используемых авторских прав", то есть разработчик техпроекта должен гарантировать передачу результатов интеллектуальной деятельности, не нарушающих исключительных прав других лиц. К тому же, согласно принятой поправке в Авиационные правила АП-21 российские КБ могут получить право разработчика на самолет импортного производства ("Ведомости"). В целом, это сложная задача и каким образом она будет решатся, пока неизвестно. Возможно, что модернизированные Ан-124-100М будут использоваться только Министерством обороны РФ, а потому возможные претензия украинской стороны в расчет приниматься не будут. Для коммерческих компаний типа "Волга-Днепр", летающих по всему миру, такой вариант вряд ли подойдет.
А пока что только и остается, что проводить капитально-восстановительные ремонты да продлевать ресурсы летной годности имеющихся "Русланов", чем и занимается с 2004 года ульяновское предприятие ЗАО «Авиастар-СП».
Так, в конце 2019 года успешно завершены работы по сервисному обслуживанию третьего [в 2019 году] самолета Ан-124-100 «Руслан».
«Выполнены работы по оценке технического состояния и восстановлению летной годности самолета, проведены доработки по бюллетеням, заменены вышедшие из строя покупные изделия, устранены эксплуатационные повреждения", – отметил директор программы «Ан-124» в «Авиастар-СП» Сергей Дьячков.
Как бы то ни было, результаты работы по модернизации и имеющийся научно-технический задел ляжет в основу создания перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации (ПАК ВТА) - нового российского сверхтяжелого транспортника.