Найти тему

Армейские будни на аэродроме - немного про мои АПА-5Д

Здравствуйте, товарищи.

Пришла пора рассказать вам для чего нужна машина АПА на аэродроме и что собой представляет процесс её работы.

Итак, наблюдаем в автопарке вот такого красавца

АПА-5Д на шасси Урал-4320
АПА-5Д на шасси Урал-4320

За кабиной грузовика находится стальной кузов, в котором есть генераторы, управляющая электрика и электроника, две фермы-стрелы и комплект кабелей. Всё это хозяйство требуется для подачи электропитания с заданными параметрами в бортсеть летательных аппаратов. На шасси есть коробка отбора мощности, с помощью которой штатный дизель Урала раскручивает генераторы. В кабине перед пассажиром расположен пульт управления установкой. Вот такой.

Пульт управления установкой АПА-5Д в кабине
Пульт управления установкой АПА-5Д в кабине

Ох, как я об него коленкой бился, когда стажировался!.. Приличными словами не сказать. %) С помощью комбинации переключений на пульте
потребителю подаётся ток с нужными характеристиками.

Я тогда на всякий случай записал видео, как всё включается, извольте взглянуть.

Качество видео так себе, но солдату-срочнику в 2011 году нечем было похвастаться в плане видеоаппаратуры. ;)

Для чего нужно подавать ток? В первую очередь, для запуска авиационных двигателей. На нашем аэродроме базировались вертолёты Ми-8 разных модификаций, часть из них была со старыми двигателями ТВ2-117, а часть уже с более новыми ТВ3-117 и вспомогательной силовой установкой (ВСУ). Старые машины требовали ток до 1,3 килоампер! У них было два гнезда для подключения кабелей. Двигатели запускаются по очереди, запуск сразу чувствуется по просадке оборотов дизеля и движению стрелки амперметра на панели управления. На более новых вертолётах нужен был только один кабель, ток подавался для запуска ВСУ. Это такая маленькая газовая турбина, которая даёт сжатый воздух для пуска основных двигателей вертолёта и электрический ток для питания его систем. В случае необходимости вертолёты могли "заводиться" сами с помощью аккумуляторов напряжением 24В. Питание от АПА позволяет экономить ресурс АКБ.

АПА-5Д на позиции рядом с вертолётом Ми-8
АПА-5Д на позиции рядом с вертолётом Ми-8
Разъём вставлен в гнездо, готовимся к запуску ВСУ
Разъём вставлен в гнездо, готовимся к запуску ВСУ

АПА может выдавать постоянный и переменный ток, причём переменный ток ещё и с разными характеристиками. Эти авиаторы такие затейники, я вам скажу. Но за всё время мне потребовалось лишь однажды достать кабель переменного тока по указанию борттехника (шло какое-то техобслуживание вертолёта), в основном всегда подавали постоянный ток напряжением 24В. Кабели уложены на штангах, которые можно отклонить от машины в сторону, если близко к самолёту подъехать нет возможности.

Бывали случаи, когда садились АКБ на грузовиках в автопарке. На этот случай был припасён самодельный адаптер для автомобильных клемм, который вставлялся в разъём провода. Точно так же подавали ток и запускали дизели грузовиков. Один раз, правда, контакт был плохой, и одна клемма АКБ расплавилась. %)

Ещё АПА - это основные тягачи на нашем аэродроме. Перемещением вертолётов занимаются они. Как я раньше писал, для Урала отбуксировать Ми-8 проблем не составляет.

Буксируем "копеечку"
Буксируем "копеечку"
После сильных метелей приходилось пробираться по снежной целине к нелетающим вертолётам для их буксировки с мест стоянки
После сильных метелей приходилось пробираться по снежной целине к нелетающим вертолётам для их буксировки с мест стоянки
Кабель постоянного тока
Кабель постоянного тока
Ждём вызова
Ждём вызова

Дальше будут новые истории. Всем отличного настроения и до новых встреч!