Найти в Дзене

Гидра по-ахматовски или триединство лирической героини "Реквиема"

В школе эту поэму преподносят так, что старушка Анна Андреевна уже гроб на сто восемьдесят перевернула с неприкрытым историко-патриотическим уклоном. Не удивлюсь, если какой-нибудь умудренный опытом преподаватель начинает свое повествование с рассказа о "советской поэтессе", что никак не связано с поэтом серебряного века, который написал произведение, собрав в нем прекрасный, пусть и в стиле доктора Франкенштейна, образ лирической героини. Так вышло, что "Реквием", не являясь перформансом графомании, сформировался подобно многоуровневому зданию, сложносочиненной воронке, которую невозможно "раскусить", просто рассуждая о теме жестокости исторического контекста. Поверьте, Анна Андреевна нарисовала женщину, страдающую в кубе; и это не просто метафора в небо - героиня поэмы и её чувства натуральным образом возведены поэтом в третью степень. Степень 1. "Вдова и мать реальная" Да, наверное, эта сторона раскрыта Ахматовой лучше всего, потому как пишется по её собственной судьбе. Наиболее хо
Оглавление
Этот портрет Ахматовой нарисован в июне 2017 года моей подругой https://instagram.com/clearrann?igshid=1coywbg1e889e
Этот портрет Ахматовой нарисован в июне 2017 года моей подругой https://instagram.com/clearrann?igshid=1coywbg1e889e

В школе эту поэму преподносят так, что старушка Анна Андреевна уже гроб на сто восемьдесят перевернула с неприкрытым историко-патриотическим уклоном. Не удивлюсь, если какой-нибудь умудренный опытом преподаватель начинает свое повествование с рассказа о "советской поэтессе", что никак не связано с поэтом серебряного века, который написал произведение, собрав в нем прекрасный, пусть и в стиле доктора Франкенштейна, образ лирической героини.

Так вышло, что "Реквием", не являясь перформансом графомании, сформировался подобно многоуровневому зданию, сложносочиненной воронке, которую невозможно "раскусить", просто рассуждая о теме жестокости исторического контекста. Поверьте, Анна Андреевна нарисовала женщину, страдающую в кубе; и это не просто метафора в небо - героиня поэмы и её чувства натуральным образом возведены поэтом в третью степень.

Степень 1. "Вдова и мать реальная"

Да, наверное, эта сторона раскрыта Ахматовой лучше всего, потому как пишется по её собственной судьбе. Наиболее хорошо она читается во второй главе.

Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.

Принципиально здесь обратить внимание на то, как точечно и бесповоротно конкретно поэт "указывает" : "эта женщина", "обо мне". Важно это по той причине, что так читатель понимает узость образа, его конкретную проекцию на личность писателя. Здесь речь идет именно о натуральном отображении лирической героини в эгоистической форме, отличающейся от всех остальных особенностями судьбы, мелкими деталями, из которых строится персональная история.

Степень 2. "Мать народная или женщина-эпоха"

Поговорим и о собирательной стороне образа лирической героини "Реквиема". Как раз о том, о чем повествует на своих уроках любой учитель литературы, поскольку, надо признать, историко-патриотические рассуждения здесь имеют место.

В первой главе Ахматова пишет:

Буду я, как стрелецкие жёнки,
Под кремлевскими башнями выть.

Здесь поэт абсолютно сознательно встраивает свою лирическую героиню в "историческую колею" страдающих женщин, делая отсылку на события стрелецких восстаний. Надо понимать, что важен не сам исторический контекст, но его наличие и чувства, которые, по мнению самого автора, тождественны в различные эпохи.

Еще большую красочность и очевидность Анна Андреевна рисует в четвертой главе поэмы словами "как трехсотая, с передачею". Здесь очередь женских страданий предстает в натуральном обличии, даже без какой-либо метафоричности.

Самым главным отличием "матери народной" от "матери реальной" становится тот факт, что она является не эгоистическим образом, а собирательным. Так, он, являясь исторической категорией и объединяя в себе боль и слезы целого народа, трансформируется в образ женщины (России-матушки, если угодно), которая несет на своих хрупко-сильных плечах крест страданий. Кстати, о крестах...

Фотография сделана Mateus Campos Felipe on Unsplash
Фотография сделана Mateus Campos Felipe on Unsplash

Степень 3. Богородица

Особого внимания в "Реквиеме" заслуживает десятая глава "Распятие". Она отличается от всех остальных, поскольку только тут можно увидеть ядро того образа, который воплощен во всем произведении. Да. Центральный мотив - страдания Девы Марии в сцене распятия Христа.

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Уже тот факт, что Ахматова пишет "Мать" с заглавной буквы, дает понять, что речь идет о чем-то принципиально важном и требующем пристального внимания. Автор возвышает чувства Богородицы настолько, что своим текстом признает: "Всех остальных написать можно, но в Её сторону даже смотреть страшно".

Так, ядерным образом, внеисторическим кодом для всего исторического контекста и первопричиной женского страдания в поэме "Реквием" Ахматова Анна Андреевна делает Деву Марию.

Надо отметить, что все степени глубины лирической героини между собой связаны. Как уже говорилось в самом начале, имеет место сравнение с воронкой: Богородица является предпосылкой для формирования "матери народной", собирательный образ которой проецируется на самого автора и создает "мать реальную". От вечного к эпохальному, а затем - к конкретному.