Ну что друзья... по просьбам трудящихся расскажу про Цахкадзор.
Идея встать на лыжи возникла у меня ВНЕЗАПНО. Ну не то, чтобы совсем уж - предпосылки к этому были. Но покупая билеты в Армению я про горнолыжку не думал вовсе. За неделю примерно до отлёта, возникла мысль сия, как идея, но первое направление было - а не сгонять ли в рамках поездки в Грузию? На слуху у меня было Гудаури. Однако быстро прикинув дни и расстояния, пришёл к выводу, что остаться в Армении было бы предпочтительней. Беглый поиск в Яндексе, ага - Цахкадзор... по отзывам - не дорого, пологие трассы, мол для перцев скучно будет, а новичкам в самый раз. И логистически удобно. Предложил идею жене, она, на моё удивление, с энтузиазмом её одобрила. Ну что-ж, решение принято.
Первые три дня в Армении мы повели в столице, а потом поехали в Севан. Я не ошибся написав "в Севан", а не "на Севан", ибо под этим топонимом в Армении имеется как озеро, так и населённый пункт на его побережье. Город Севан небольшой и абсолютно неинтересный, да простят меня севанчане и севанчанки. Но, зато в нём было несколько бюджетных вариантов размещения, я забучил конуру на самом-самом берегу великолепного озера.
Проживание в малюсеньком номере со скрипучими кроватями, великолепными видами на озеро и очень даже недурственным рестораном нам обошлось в 5200 рублей (40 000 драм) на троих за 5 дней. Проезд на такси от отеля до каталки 520 рублей (4000 драм), ехать на машине 30 минут. Такси от центра Еревана до отеля 910 рублей (7000 драм)
В самом Цахкадзоре и ближайшем к нему городе Раздан за вменяемые деньги жилья не было...
Ну, собственно дальше начался экшен. Ещё до отлёта, я написал нескольким знакомым армянам с просьбой порекомендовать хороших-годных инструкторов. Ну и в итоге нас уже ожидали братья Петросяны: Арут и Гор.
Они встретили нас на парковке, помогли с оформлением (просто купить скипас, тут вам не дропзона), подвели "за руку" к пункту проката, подобрали снарягу и уже через пол часа я ехал на духкресельном подъёмнике на гору.
Подъёмников на горе 5. Два на первой очереди - двух и четырёхкресельный. 1969-2233 метра. С первой очереди идёт "синяя" трасса с парой коротких "красных" кусочков.
Вторая очередь - двухкресельный подъёмник 2233-2476 отсюда можно съехать по синей трассе до первой очереди и сразу сесть обратно на подъёмник второй, или продолжить спуск до низу, или поехать по длинной синей трассе до низу.
Третья очередь - 2476-2819 идёт на вершину горы Тегенис. Оттуда несколько "красных" трасс с "черными" кусками и фрирайд маршруты.
Если немного спуститься с вершины первой очереди можно сесть на ещё один подъёмник на соседнюю гору 2210-2354. Оттуда идёт пологая синяя трасса, вливающаяся в спуск первой очереди и красная с крутым широким "чОрным" спуском в самом конце
Едут кресла неспешно. Подъём с низу до верха третьей очереди занимает минут 40. Первая очередь безветренная, низ второй и четвёртой тоже, а вот третья и вторая половина второй часто бывает дульник. Впрочем, мне в шлеме TFX было на это обстоятельство пофиг)))
Обучение наше началось на второй очереди. Это довольно пологая "Синяя трасса", широкая, с чередование крутых и совсем пологих участков, с минимумом поворотов. Накатывая этот маршрут можно сделать большое количество спусков и работать над техникой. А потом уже ехать осваивать новые маршруты. В зоне выката второй очереди (фактически - это первая очередь канатки) есть бугельный подъёмник с детской "зелёной) трассой. Я им не пользовался.
Очень круто что на верху второй очереди есть тёплое кафе с очень вкусной едой за ОБЫЧНЫЕ для Армении деньги. То есть дёшево! Ценник не задран, как во многих таких местах. В кафе есть каминный стол на большую компанию, туалет, с вкуснейшей горной водой из под крана, кофе, мясо и интернет. В общем - абсолютно всё, для того чтобы продолжать кататься))
На пересадке первой и второй очереди тоже есть кафе. Уличное - просто будка и столики. Тут можно поесть не заходя в тепло, не выпадая из спортивного режима. Но тоже ОЧЕНЬ вкусно и не задранным ценником.
Внизу есть несколько кафешек, 3 или 4 кассы 2 пункта проката. Пункт проката так же есть на пересадке 1-2 очереди. В прокате есть лыжи, доски, ботинки к ним, каски, маски, и защита на спину. Можно отложить и забронировать экип "на завтра"
Прокат лыж с ботинками нам обошёлся в 5000 драм в день, сноуборда с ботами 7000 драм в день, защита спины - 2000 драм в день
В общем - всё довольно неплохо, на мой непритязательный взгляд. Фешенебельности нет конечно и размаха. Опытным перцам действительно может быть скучновато в плане трасс. Катайте фрирайд - тут прям раздолье и лавиноопасность очень низкая. Климат на горе мягкий и приятный. Вероятность капитально встрять с погодой не велика.
В плане сервиса - нас приняли как родных друзей, и вероятно мы таким образом обошли некоторые подводные камни армянского сервиса, вкусив его самые аппетитные кусочки. За то отдельное спасибо моим армянским друзьям.
Из недостатков - конечно маловата проходимость подъёмников. Особенно первой и, иногда второй очередей. Иногда у турникетов выстраиваются нехилые очереди. За пять дней один раз был сбой системы и скопилось очень много людей которые не могли пополнить скипасы. Турникеты на подъёмники тоже не работали.
Не хватает разметки трасс. В облаках, на верхней очереди очень легко уехать на целину. Запросто прям... В некоторых местах прям напрашиваются элементарные апгрейды для безопасности. Например - сетка над ватрушечной трассой, чтобы исключить падение лыжи, палки или доски с канатки на людей...
Медицинско-спасательное обеспечение представлено чуваками на снегоходах, медпунктом, и скорой помощью которая постоянно дежурит внизу. Лыжного патруля нет. Оценить профессионализм этих людей случая не представилось. Ну и славненько. По воспоминаниям с бэйс фестиваля в Татеве со спасателями скорой и больничками в Армении всё очень херово (там правда МЧСники были, и больничка в Ереване тоже, в целом, годная была). Не убирайтесь пожалуйста!
Вот, пожалуй всё... А цены, цены!
Карточка скипаса стоит 2000 драм, которые возвращают обратно
10 взлётов - 10000 драм
Анлим на день - 12 000 драм, на 3 дня 29 000, 5 дней 47, недельный скипас 60 килодрам, 10 дней 83 тысячи. Курс драма к рублю 7.2 к 1
На последок ссылки на сайты курорта и канатки где всю необходимую информацию можно найти, там же веб камеры есть. Контакты хороших годных инструкторов в секрете так же не вижу смысла держать. Гор и Арут помогут вам освоить лЫжЫ и доску соответственно. Уровень от начального до очень-очень-очень продвинутого коучинга. И по фрирайдным тропинкам вас проведут, ски-тур, все дела...
Ну и мысли по поводу спидрайдинга - таки да. На мой взгляд места для старта и посадки имеются. Нужно отдельно ехать и облётывать гору.
Ну а я не надолго прощаюсь с вами. Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал! Яшче будзе!