Найти тему
Олег Чекрыгин

Рудимент теодицеи

Зачем христианам понадобилось оправдывать своего Бога?

Ни в одной религии мира до Христа не было и не возникало нужды в оправдании своих богов, и их действий – и вправду, зачем? Боги сами по себе всегда являлись оправданием всего самого дурного и страшного в мире, и именно их «немилостью» объяснялись природные катаклизмы, стихийные бедствия, болезни и эпидемии, и даже случайные беды и неприятности в частной жизни людей. Давид когда-то подвел итог деятельности и вмешательства в жизнь человечества всех богов человеческой истории: боги народов – по сути это бесы, то есть злые демоны, могущественные сверхъестественные существа, от которых только и жди беды.

Поэтому и отношения с этими богами приобрели характер в некотором смысле односторонний: как ни масли ты их, как ни ублажай… Однако же, всегда старались ублажить своих злых, жестоких и мстительных невидимых хозяев, рабски кланяясь им, заискивая, и пытаясь подкупить, чтобы утолить ненасытную маниакальную жестокость повелителей человечества кровавыми жертвами ритуальных убийств, принося в жертву вместо своих жизней — чужие. И зачем бы, скажите на милость, этим темным запуганным суеверным страхом перед сверхъестественным могуществом человеческим существам понадобились бы какие-то там оправдания для тех, кого они только лишь боялись, и при этом втайне ненавидели всей душой, хотя и покорялись, склонялись внешне перед неизбывной властью этих неуязвимых тиранов ради того, чтобы хоть как-то защитить себя от их насилия над собой и своими жизнями?

Надо отметить, что еврейский бог «яхве», единобожием веры в которого так похвалялись древние евреи, как единственно правильной верой в «истинного» бога, в описанном нами смысле ничем принципиально от других языческих бесов и идолов не отличался: был жесток, беспощаден и мстителен, требовал себе кровавых жертв и убийственных подношений, насылал на провинившихся перед ним различные наказания в виде бедствий, болезней, нашествия иноплеменников, междоусобных браней, голода, холода, всяческой нужды и прочих ужасов своего царизьма. И, кроме того, не только требовал от своих поклонников исполнения множества бессмысленных мелочных и омерзительных обрядов типа обрезания в свою честь, но и жестоко наказывал вероотступников и нарушителей его «закона» за неверность себе, любимому, зачастую устраивая дикие публичные «казни египетские» для всеобщего устрашения «в назидание им». А еще любил побаловаться геноцидом, заставляя своих подданных уничтожать «неарийцев» до беременной и «мочащегося к стене». А пожалевших было тех приговоренных им незадачливых туземцев сам казнил чудовищными по жестокости расправами, чтоб было неповадно его ослушаться хоть бы и из милосердия. В общем, тот еще был «заступник и покровитель», по повадке подозрительно похожий на уголовного «пахана»: сперва создаст своим жертвам неразрешимые проблемы, запугает, а то и замучает до смерти с помощью своих подручных, а потом, когда приползут к его ногам на брюхе со всем своим достоянием ему в дар – сам все и уладит к вящему удовольствию своих поклонников, которые с восхищением так рады безмерно: гля-ко, а жись-то налаживается – до следующего раза, однако. Иудеям, впрочем, как и всем, и в голову не приходило как-то оправдывать своего бога за все эти безобразия и его издевательства над ними – ну и что из того, что жесток, ревнив и мстителен? И мы сами такие, по образу и подобию Его – и кто мы, чтобы судить своего Господина, от власти которого все равно не избавишься? Лучше любить и почитать Его такого какой есть: бьет – значит любит, знакомая обывательская «философия» жертвы домашнего насилия, однако.

Проблемы теодицеи, то есть оправдания своего Бога, начались с Иисуса Христа, возвестившего нам Благую Весть о Своем милостивом Боге-Отце. И вправду, смешно получилось: теперь уже христианам пришлось оправдывать своего Бога не за обычные злые проделки и жестокие шалости, воспринимавшиеся людьми как норма отношения к ним их «богов», а за то – только представьте себе – что их Бог не такой, что Он любит их и все творение, и вообще есть Бог-Любовь. Воистину, столь нелепое предположение требовало доказательств этой Всевышней любви, в то время как все, что ему противоречило, осталось в наличии в мире и в человеческой жизни, являя собой свидетельство неразрешимого противоречия между проповедью Иисуса и ежедневной жизненной реальностью: болезни, бедствия, нужда, голод, страдания и, наконец, смерть – включая сюда страшную казнь и смерть на кресте Самого Иисуса. И тогда Его последователям потребовалась – Теодицея, то есть оправдание их Бога-Отца за все те безобразия, которые Он зачем-то допустил и до сих пор терпит в мире, вместо того, чтобы все это прекратить и устроить нам всем всеобщее счастье – ведь Он же всемогущ и всесилен.

Собственно, Тот, Кто эту проблему, казалось бы, породил, Сам же ее и разрешил раз и навсегда предельно радикально – и другого решения она просто не имеет. Для того, чтобы это решение осознать в полной мере, обратимся к Его Учению, которое можно извлечь из Евангелия, отбросив ветхозаветную шелуху, которой оно напичкано их авторами и редакторами – иудохристианами — во оправдание иудео-христианского преемства,  которым так похваляются современные иудеи, утверждающие, что буквально все содержание Нового Завета уже содержалось в Завете Ветхом. Что ж, согласимся с ними хотя бы отчасти, но все же попробуем выцепить из Евангелия то, что в ВЗ не содержится, и является действительно принципиально новым религиозным учением. И что же это? Да, вроде бы, маловато будет? Посмотрим.

Итак:

«Воистину, приблизилось к вам Царствие Божие».
«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала».
«Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
«Дана Мне всякая власть на небе и на земле»;
«Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе».
«Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники … кто войдет Мною, тот спасется…».
«Я с вами во все дни до скончания века»
«Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком»
«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах… Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него».
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную».
«Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте… Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я».
«Не оставлю вас сиротами; приду к вам».

Вот собственно, и все, что нам может понадобиться. В переводе на современный язык получается примерно следующее:

Родовой бог евреев яхве – на самом деле дьявол, князь мира сего;

Власть его отныне упраздняется, а сам он из мира изгоняется; власть передается Воскресшему Иисусу;
Истинный Бог впервые открывается человечеству только Сыном и в Сыне;

Отец возлюбил нас до самопожертвования и хочет спасения всем нам через веру в Сына;

Отец и Сын открывают нам всем жизнь вечную в Царствии Небесном;

По Воскресении Христа Он Сам приглашает верующих в Него разделить с ним пребывание в ЦН с Ним и Отцом Его и нашим;
Смерти больше нет, Жизнь вечная с Иисусом начинается для нас здесь и сейчас, Он живой посреди нас, верующих в Него и есть, и будет!

Научит же нас ВЕРЕ в Иисуса и Пути спасения Утешитель Святой Дух, а поведет в Жизнь Вечную Сам Путь, Господь наш Иисус Христос – и потому не нужны нам ни учителя и пастыри из человеков, ни иудейская премудрость ВЗ, ни даже иудохристианская книжная премудрость Нового – пусть евреи забирают и присваивают себе все это библиотечное хозяйство, если им так хочется.

То есть, в той части Теодицеи, чтоб нам отмежеваться от еврейского бога-дьявола и совлечься злых дел его, дабы облечься во Христа и в Нем усыновиться Богу-Отцу, все было уже решено Самим Иисусом еще в Его земной жизни: у христиан свой Бог Истинный, не имеющий ничего общего со всеми «ворами и разбойниками», приходившими до Него, и в том числе – с еврейским «человекоубийцей от начала» яхве. Что ж, здесь, по-моему, все ясно, да и церковное учение НИКОГДА не ассоциировало Бога-Отца с Яхве, а если и не называло его впрямую дьяволом, как оно есть – то, исключительно, из той толерантности и веротерпимости, в отсутствии которой евреи столь яростно и агрессивно шельмуют христиан, обвиняя их в исконном «антисемитизме», приведшем, по их мнению, к злодействам еврейских погромов и холокоста. Здесь особо подчеркну, что эти обвинения – ложные в силу самого Учения Христа о всеобщем человеческом братстве, и любви к Богу и ближним, которые евреи теперь тоже приписывают себе и своему ВЗ. А еврейские погромы – такая же заурядное злодейство, как и все прочие погромы: армянские, негритянские, индейские, христианские, еретические, католические, протестантские, старообрядческие – да мало ли какие еще проявления ветхозаветной человеческой дикости, всегда прорывавшейся сквозь ловчую сеть христианства, наброшенную на человечество истинным Ловцом Человеков. Однако, почему-то одни только евреи сочли себя особо обиженными, единственными жертвами христиан, как врагов еврейства и евреев, каковыми они изо всех сил стремятся нас выставить перед всем миром – что является очевидно смешным парадоксом, оксюмороном, в свете Христова Учения для непредвзятого взгляда со стороны. «Чем кумушек считать трудиться – не лучше ль на себя кума оборотиться», и подумать бы им, а за что же вас все и всегда так не любят-то, а не одни только христиане – может, все-таки дело в вас самих, в ваших, что называется, национальных чертах, а вовсе не в зоологическом «антисемитизме»? Да куда там – тока сунься с таким вопросом, с сомнением… Тут же начинается травля и устраивается ПОГРОМ. Так-то.

Вернемся, однако, к вопросу теодицеи. Ладно, допустим, Сам Христос уже решил проблему отношений человечества с богами, принеся на землю Свой «меч разделения» и отделив демонических «богов» с их поклонниками от христиан и их христианского Бога Истинного. Однако, остается нерешенной та часть, которая касается остатка земной жизни, которую христиане вынуждены разделить со всем остальным человечеством на грешной земле, подвергаясь невзгодам и бедам, сопутствующим человеческой жизни на равных со всеми остальными. И где же та обещанная «вечная жизнь» в которую мы уже вроде бы вступили по вере и крещению в Того, Кто упразднил смерть? Что это значит: приблизилось к вам Царствие Небесное – это в каком смысле-то?

Дело в том, что люди Ветхого Завета были практически лишены знания о своем бессмертии, Вечной Жизни, и Царствии Небесном – по вине отца лжи, который «был человекоубийцей от начала» – и теперь понятен полный смысл этих слов Христа. Лгал лжец людям, и скрыл от них главное: что они – будущие граждане Неба, бессмертные чистые Духи. Вот и «приблизилось к вам Царствие Небесное» — сам-то еврейский ветхозаветный бог, устанавливая свой завет с человечеством, ни словом не обмолвился о бессмертной участи душ – почему? Да потому, что ему нечего было предложить им: жизнь после телесной смерти в его мире – это ад, и никакой другой альтернативы. И потому предпочел скрыть то, что разом меняет жизненную парадигму: если мы не умрем, то жизнь приобретает совершенно иной смысл Пути в Вечность, в которую нас поведет за Собой Христос, а отнюдь не тот, кому самому этот Путь навеки заказан.

Ну хорошо, пусть так, и всех нас после телесной смерти ожидает вечное блаженство в райских кущах – допустим. Но что тогда есть эта наша юдоль скорбей, жизнь и смерть плоти, смертного сего телеси? Зачем она, и почему – конечна, смертна?

А что есть смерть, спрошу я вас – кто-нибудь знает? И почему перспектива ее столь ужасна для живущих?

Смерть есть исчезновение меня как личности для меня самого – и я исчезаю у себя на глазах и перестаю существовать, мое бытие прекращается. А если я смертен, и умру, исчезнув вместе со своим «я мыслю – значит, я существую» — то, осмелюсь заявить, мне и Бог не нужен, что мне за дело до того, что Он где-то там существует, и какая мне от этого польза, коли САМ-то я более не существую? И потому так пугает, и ужасает перспектива смерти всех живущих: что значит исчезнуть и более не быть? В общем, малоприятная перспектива —  а точнее, полное отсутствие перспективы какой-либо вообще.

Однако, Иисус нам пообещал, что мы «не умрем, но изменимся» — но это же совсем другое дело! Ну, а зачем тогда вообще все эти сложности: жизнь (и смерть) тела, материальный мир, тлен и прах, поиски Бога, Который играет с нами в прятки, как маленький – зачем все это и почему бы не упростить все с самого начала, явиться и сказать: Аз есмь Бог твой, да не будут тебе боги иные. Гм… Что-то мне знакомое, так-так.

И потому вот здесь я вместо ответов, которые уже, впрочем, давал ранее неоднократно, предложу-ка вам свой вопрос: вы в компьютерные игры играете? И если да, то зачем? В основном, для того, чтобы побеждать, выигрывать – людям нравится больше всего как в игре, так и в жизни выигрывать, и быть победителями.

Ну, вот Бог и придумал для нас, своих маленьких, такую игру «в жизнь», где все почти что по-настоящему, и даже смерть. Зачем? А зачем у наших детей песочница? Или, там, я не знаю – детский городок с аттракционами?

Вот, представьте себе, наш Отец зовет нас, каждого, к Себе, поздравляет с Днем Рождения(!) и дарит новую приставку, в которой все как по-настоящему – и даже смерть. Такая вот игрушка, чтобы в нее полезно поиграть и научиться быть людьми, человеками: любить, страдать, не трусить, жертвовать собой ради любимых и близких, научиться верности, честности, чести и достоинству – а ведь можно и спасовать, и струсить, и предать… и тогда, быть может, можно потом опять начать игру с начала, перезагрузить ее и выбрать другие начальные условия? Возможно… И все это – не отлучаясь из отчего дома, под присмотром Отца, Сильного и Доброго.

А реальность – да это же всего-то театральный задник. Правда, очень качественный, с отлично прописанной высокодостоверной графикой. И, бывает, так увлечемся игрой, что и дом родной, и отца с матерью, и себя на время забудем, пока из форточки не окликнут: «Домой, пора обедать».

Ну, а как же беды и страдания? Да вот так — недаром, однако, я помянул компьютерные игры. Чего хотят геймеры и добиваются программисты, зачем все время стремительно повышаются требования к «железу»? Цель – наибольшее приближение к РЕАЛЬНОСТИ! Зачем? Да для того, чтобы в игре было все, как в жизни. И предел, к которому стремится вся эта индустрия игр, уже достигнут Богом в Акте Сотворения Мира – Он создал самый совершенный симулякр реальности, названный Им вселенной. Так что беды и страдания, и вправду, получились у Него очень убедительными – прямо-таки натурализм какой-то, да и только.

Итак, подведем некоторые итоги затеянного нами оправдания нашего Бога. Новое, принесенное в жизнь человечества Христом по сравнению с Ветхим Заветом и античностью – это Благая Весть о нашем подлинном бессмертии, ввиду которого земная жизнь — это всего лишь небольшая тренировка на человечность и гуманность перед жизнью вечной.  В этой демо-версии нам нужно научиться быть людьми, и людьми совершенными (см. Заповеди блаженства), а также выбрать, с кем мы – со Христом или с яхве, и его многоликими аватарами вроде аллаха, ничта, перуна, сварога, будды, кришны…имя им легион – будем в этой жизни и будущем бессмертии. Причем выбор мы должны сделать сами, так как Господь волю человека не попирает и не насилует даже ему во благо — и потому с нами, маленькими, Сам, как маленький, играет в «прятки», не являя себя миру навязчиво и бесспорно.

Ну хорошо, допустим – а что же все-таки станется с нами потом, когда наконец «смерть разлучит нас»? Что ж, скоро узнаем. И, коль скоро каждому дастся по вере его, то вы как хотите, а лично я собираюсь выпить за Бытие – с Иисусом, Который обещал выпить с нами, верующими в Него, во здравие общего Отца нашего Небесного новое вино Его Царствия! За тем самым обедом, на который меня, заигравшегося в жизнь, однажды позовут, окликнув из форточки.

Вот такая у меня получилась Теодицея – а у вас?

Олег Чекрыгин в соавторстве с

Дарья Надеина

http://pravtoday.ru/rudiment-teodicei/