Исландия — страна трудная. Сюда трудно попасть — три дня, если с паромом, который стоит тысячу евро с машины, или пять часов на самолете, и затем трудный выбор арендного авто по космической цене. Исландский язык близок к древнескандинавскому, что позволяет современным исландцам с легкостью читать в оригинале написанные в десятом веке саги. Вот только для туриста исландские географические обозначения кажутся непроизносимыми. Попробуйте без запинки сказать "Эйяфьядлайёкюдль" или "Киркьюбайярклёйстюр"! О вкусе национальных лакомств, типа хаукарля — тухлой акулы или местной водки из тмина и картофеля — бреннивина лучше вообще умолчать.
Далее, в Исландии, кажется, очень трудно жить — средняя температура летом не превышает 10 градусов Цельсия. Завоеванная викингами в IX веке, "Ледяная страна" немноголюдна — на 103 125 квадратных километров тут приходится всего 350 тысяч жителей, из них почти половина живет в столице — Рейкьявике. Обитаема лишь часть территории — 11% площади страны занимают ледники.
Тут бедный животный мир и скудная карликовая растительность, практически без естественных лесов. Несмотря на высокие средние зарплаты (от 3000 евро на руки), живут исландцы небогато, так как все стоит дорого — например, хот-дог на заправке легко может стоить 800-900 рублей. В 2008 году страна была на грани дефолта. Президент в Исландии не менялся с 1996 года, что, в теории, должно означать некоторый застой.
Вместе с тем, сегодня Исландию посещает свыше двух миллионов туристов в год. Все дело в том, что географическое положение и удаленность Исландии превратило этот лоскут суши в одно из самых удивительных мест на планете. Исландия, в геологическом смысле, это торчащий над землёй кусочек Срединно-Атлантического хребта, образовавшийся в результате многочисленных извержений. По территории страны проходит разлом между североамериканской и евразийской литосферными плитам, который, к слову, расширяется на пару сантиметров в год. Трещины в земной коре обуславливают повышенную вулканическую активность — дышащих вулканов и гейзеров на острове не счесть. Наличие ледников и рек, а также сложный рельеф среднегорья, обуславливают разнообразие ландшафтов. Впрочем, хватит слов — давайте смотреть!
Маршрут первого дня — по южному побережью. Из низкорослого Рейкьявика движемся мимо крупнейшего на полуострове озера Клейварватн. Вдоль волнистой, узкой дороги совсем без обочин, сверкают синевой люпины. Едва отъехав от побережья, сбоку видим невысокие деревянные конструкции, над которыми деловито снуют чайки. Треска — местная пища номер один (номер два — баранина). Тут ее сушат, потом срезают филе, а остатки оставляют под открытым небом — видимо, чтобы потом пустить это на переработку и сделать муку.
Наша колонна — сплошь из Subaru — Forester, XV, Outback. Перегоняемые из Москвы шесть автомобилей с одним человеком в каждой машине вызвали подлинную тревогу у исландских погранцов на пароме; в итоге оформление заняло несколько часов. Возможно, такое внимание и даже недоверие к русским туристам связано с небезызвестной недавней выходкой одного русского блогера, перепахавшего девственный мох в заповеднике на арендованном “крузаке”. После этого случая в Исландии впервые за сотню лет заговорили о возвращении смертной казни — для жителей острова сохранность его экосистемы дороже всего.
Едем колонной, неспешно — превышение даже на 3 км/ч от разрешенных восьмидесяти карается большим штрафом. В таких усыпляющих условиях идеально задействовать комплекс EyeSight, которым оснащаются Subaru в топ-версиях — очень годная система автоторможения и детекции различных препятствий при помощи стереокамер, хорошо работающий адаптивный круиз-контроль и ассистент удержания в полосе. Увы, последняя система на ряде исландских дорог бесполезна в связи с отсутствием разметки.
Справа на фоне рыжей горы над небольшой долиной поднимается слегка пахнущий серой пар. Геотермальная зона Селтун, она же Крисювик.
Выходящие из недр земли вместе с кипящей водой минералы окрашивают ландшафт в красный, желтый, зеленый цвета, образуя фумаролы, грязевые “вулканы” и горячие источники.
Это не самое популярное среди туристов место, и тут даже не запрещены полеты на коптере — что сегодня большая редкость для Исландии. Низкие облака свинцом отражаются в “парящих” лужах.
Серая дымка неба — наполненная холодной водой губка, которая в любой момент может быть сжата бессердечным Тором. С точки зрения климата, Исландия — не совсем Арктика, климат здесь морской и переменчивый — этим она сильно напоминает Шотландию.
Автомобиль — основное средство транспорта в Исландии, поэтому дорог тут много — все они узкие, множество — грунтовые. Съезжать с них на грунт, особенно, на мох или траву, категорически запрещается — штраф может достигать без малого полмиллиона рублей.
Но необходимости в этом нет — глядя на пасущихся тут и там барашков и девственную чистоту складчатого разноцветного рельефа, начинаешь перенимать отношение исландцев к окружающей среде. Если вспомнить перепаханную ГТС-ками, заваленную мусором и ржавыми бочками из под топлива тундру где-нибудь на Кольском, становится грустно.
Грунтовки приводят почти к самому водопаду Сельяландсфосс. Тут мы впервые знакомимся с исландскими внедорожниками — так называемыми “суперджипами”.
Это основательно “залифтованные” аппараты, без которых круглогодичное сообщение по стране невозможно, учитывая снег с осени по весну и глубокие броды на грунтовках в начале лета или после дождей. На таких автомобилях гиды возят туристов (нам почему-то попадались только пассажиры-азиаты). В середине лета “суперджип”, очевидно, не очень нужен — почти до любой локации можно добраться на полноприводном кроссовере.
Особенность 60-метрового водопада на реке Сельяландсау — возможность прогуляться за шумно падающими с неба ледяными струями ледниковой воды. Перед этим лучше убедиться, что ваше средство съемки имеет достаточную влагозащиту.
Мой Olympus можно мыть из под крана, так что я не парился, а вот смартфон без влагозащиты тут лучше не доставать. Также вообще для съемки водопадов полезно иметь в кармане несколько кусочков микрофибры, чтобы протирать переднюю линзу от капель воды. Даже в солнечную погоду водяная взвесь тут буквально висит в воздухе. Не стоит брезговать резиновым плащом, но выбор опытного путешественника — хорошая куртка и недорогие водонепроницаемые штаны, которые можно быстро надеть поверх обычных штанов. В "Декатлоне" такие стоят рублей 800.
Следующая точка — также вдоль южного побережья, водопад Скогарфосс. Он похож на своего брата, и в голове начинает вертеться мысль, мол, если видел один водопад, то видел их все… следующие дни решительно опровергли эту теорему, ну а мы тем временем двигались на мыс Дирхолаэй, что переводится как “отверстие в двери”.
Понятно, почему… а еще — это самая южная точка материковой Исландии. С высоты мыса, на котором стоит маяк с необычной квадратной башней, открывается вид на уходящие в горизонт пляжи из черного вулканического песка.
На скалах гнездятся колонии тупиков — это главная причина, по которой здесь строго настрого запрещено доставать квадрокоптер.
Там, где дует леденящий атлантический ветер и волны швыряют круглую черную гальку, таких ограничений нет.
Хочешь утопить игрушку, или разбить ее о скалы — ни один викинг не помешает.
Добро пожаловать на “пляж” Рейнисфьяра, где из скалы торчат “пальцы троллей” — базальтовые колонны.
Если ехать дальше по побережью в сторону города Вик, то можно выехать на пляж и на собственном автомобиле.
Главное условие, чтобы он был полноприводным (о чем напоминает специальный знак).
С высоты полета чайки по имени Джонатан Ливингстон суровый пейзаж обретает сюрреалистическую красоту.
Пожалуй, на сегодня довольно — летом солнце все равно никогда не зайдет за горизонт.
Нас ждал ночлег у подножия зеленых скал в деревне Киркьюбайярклёйстюр и второй день путешествия, который оказался намного красочнее, чем первый…