Понятно, что вчерашнему школьнику выпускнику не доверят новый трактор, пускай попрактикуется на старой технике. Если желание не пропадает и после армии он захочет работать механизатором, то возможно получит новый трактор, после того как покажет себя в работе и докажет, что умеет обращаться с техникой и обслуживать ее. Но бывает и исключение. Например, нам четверым, закончившим школу и с новенькими правами трактористов повезло, что когда мы пришли работать в тракторную бригаду, то нам сразу выделили по Т-40 только что полученных с завода.
Правда, нас закрепили на новые «сороковки» не постоянно, а на период обкатки. Работа была не сложная, гонять по засеянным полям с катками и следить, чтобы двигатель не перегревался. Увлеклись мы ездой на новых тракторах, иной раз забывали взглянуть на приборы и двигатель, нагревшись до критической отметки просто заглыхал. Когда это случилось первый раз, то, конечно же, сразу возникла мысль, что все запорол движок. Но один из опытных механизаторов успокоил, когда двигатель остынет, то трактор заведется, так оно и произошло, но в дальнейшем старались вовремя остановиться и на малых оборотах дать двигателю остыть.
После того как обкатали Т-40, их передали звену, которое занималось обеспечением АВМ-1,5 зеленой массой. Нам же пришлось ремонтировать комбайны, чтобы в уборку поработать штурвальными у опытных комбайнеров. В 70-80 годы в совхозах выращивали очень много кукурузы. Трактористы – кукурузоводы были своеобразной элитой среди механизаторов и естественно поступавшие в совхоз МТЗ-80, в первую очередь давали им. Ни на какие другие работы их не привлекали круглый год.
Зимой они готовили свою технику и агрегаты, которых у них было очень много, это и сеялки, культиваторы, всевозможные рядные пропалыватели, РУМы для внесения удобрений и конечно же прицепной комбайн для уборки кукурузы на силос. Новые гусеничные трактора закрепляли за механизаторами, которые много лет показывали неплохие результаты на полевых работах. Получив новый ДТ-75 или Т-4, вполне реально было стать передовиком, так как новый трактор после обязательной обкатки тянул лучше и ломался меньше.
Один тракторист с нашей бригады получал новый трактор в очередной раз, дважды показал лучшие результаты в районе по вспашке зяби, за такие результаты он был награжден «Знаком почета» и орденом «Трудового красного знамени». Новые трактора и комбайны поступали в совхоз довольно часто, и поэтому у каждого механизатора была возможность поработать на новой технике. В восьмидесятые годы совхозы развивались, зарплаты росли механизаторов, строились социальные объекты, жилье, создавались новые рабочие места.
Сейчас все это в прошлом и порой не верится, что все это было на самом деле. Ни как раньше не мог подумать, что села станут для государства ненужной обузой и от них начнут избавляться при помощи различных реформ.