При Аббасидах значение персов в халифате неуклонно возрастает. Чрезвычайно показательно, что именно при Аббасидах начинает формироваться и расширять свое значение ханафитский мазхаб. основатель Абу Ханифа ибн Сабит ибн Зута (699 — 767) был перс-суннит, родившийся в Куфе, вернувшийся в Багдад после паломничества в Мекку и получивший от халифа аль-Мансура предложение занять высокий пост в Государстве. И хотя от поста он отказался, предпочитая заниматься вопросами исламского права, он оказал огромное влияние на весь исламский мир, став основателем правовой школы, наиболее популярной и распространенной среди
мусульман всего мира. Ученик Абу Ханифа Абу Юсуф (731 — 798) занимал при Аббасидском Халифе Харуне Ар-Рашиде пост верховного судьи (кади аль-кудат) Багдада, что способствовало распространению и укреплению позиций именно этого мазхаба.
Показательно, что Абу Ханифа был учеником Алида, шестого Имама, признаваемого всеми ветвями Шиитов Джафара Ас-Садика,
который считается основателем еще одного исламского мазхаба, насей раз шиитского, названного по его имени Показательно, что пятым уровнем правовой легитимности в этом мазхабе обладает урф, то есть этнические обычаи (адат), и на этом основании открывается путь в исламское общество разнообразным культурным и цивилизационным структурам, уходящим корнями в доисламский период тех народов, которые добровольно или вынужденно приняли ислам. Ханафитский мазхаб стал, по сути, правовой основой арабизма, на сей раз не только как культурного, но и как политико-религиозного явления. Эксклюзивизм арабской идентичности, доминировавшей на предыдущих этапах — по крайней мере номинально — окончательно релятивизировался. Это позволяло говорить о новом — имперском — исламе, в котором ключевые позиции могли принадлежать не арабам — этнически, культурно и, что самое
главное, ноологически. Именно ханафизм сделал возможным позднейшее существование Османской Империи, где правителями были этнические тюрки, или феномен Сефевидского Ирана.
С другой стороны, именно ханафизм позволял мусульманам легитимно существовать в контексте неисламских обществ, давая им для этого правовое обоснование. Это сделало ислам более гибким и в корне изменило политический стиль его распространения. Оставаясь целом религиозно-политическим и тотальным явлением, ханафитский ислам открывал путь исламу с чисто духовной доминантной, что стало основой для развития суфизма. В высшей степени показательно, что аббасидское исламское право, доминирующий мазхаб, был разработан именно персом, равно как перс Абу Муслим обеспечил Аббасидам военную победу и фактически стал создателем нового Государства. Ханафизм представляет собой то направление в исламском праве и исламской теологии, которое стало главной отличительной чертой Аббасидского историала. В то же время он отражал модель более всего отвечающую тому, что мы назвали арабизмом, то есть такую форму исламской идентичности, где арабоцентризм не был абсолютной и эксклюзивной доминантой, как это имело место в других мазхабах — прежде всего в ханбалитском, воплощавшем в себе,
напротив, максимум арабского этноцентризма.