Понятие "карьера" широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто называется "психологией карьеры"). В России существует своя традиция употребления слова "карьера". Это успех в какой-либо деятельности, но с некоторыми нотками негатива. Часто слово «карьера» ассоциируется с карьеристами. В связи с чем многие из нас не любят употреблять слово «карьера» по отношению к себе.
Наш профессиональный путь так же требует подготовки и планирования, как и покупка автомобиля или квартиры.
С чего начать?
Составить свой карьерный план. И не важно, где вы находитесь сейчас - в начале пути или вы уже эксперт в своей области. На каждой стадии свои цели и задачи. Высшим пилотажем в планировании карьеры считается годовой план и последующая его корректировка и обновление.
Элементы карьерного плана.
1. Ваши ценности в работе.
2. Ваши таланты, интересы и личные качества.
3. Вдохновляющая цель.
4. Шаги к цели.
5. Создание поддерживающего пространства вокруг себя.
1. Ваши ценности.
Начинаем с поиска важного и значимого для нас в работе - наших ценностей. Это важнейшие ориентиры, которые помогают держаться выбранного пути и сфокусироваться на главном. Определить легко - вспомните, когда у ваша работа оживляется, время течет незаметно, вы с улыбкой вспоминаете эти моменты. Что есть в этих моментах:
Вашими ценностями могут быть: общение в коллективе, желание самореализации, желание помогать людям, интересные задачи, уровень влияния в компании, свобода в принятии решений, гибкий график и т.п. Выбор параметров зависит исключительно от ваших пожеланий. Но знать, их необходимо. Ответив на вопрос «А что для меня важно в моей работе?».
Пример из моей практики, Макс, 29 лет, по профессии менеджер по рекламе, маркетолог.
На вопрос: "Что для меня важно в моей работе?". Точно нашел ответ. Это динамичная инновационная компания, продукт, которой обладает новизной и инновационностью. И должен 100% приносить пользу людям.
2. Таланты, интересы и личные качества.
Однозначно в вашей работе должно быть то, что вы будете делать с удовольствием. Это наши интересы и увлечения. При их отсутствии в работе, мотивация падает и нам приходится заставлять себя трудится.
Отлично, если вы имеете козырь в своей карьере то, что умеете делать лучше всех, быстрее и качественнее. Пользуйтесь вашими способностями и талантами.
И третий фактор, личные качества, которые отвечают на вопрос «а как лучше всего мне взаимодействовать на работе?».
Идеальная работа находится на стыке талантов, интересов и личных качеств.
Разобраться со своими талантами, интересами и личными качествами вам поможет простая схема по методу «Круги Эйлера».
Для начала возьмите лист бумаги и ручку и внимательно посмотрите на фото к этой статье.
Шаг №1. Начните записывать с самого увлекательного – с ваших интересов. Запишите, что вы любите делать с удовольствием, без всяких уговоров и можете посвятить этому занятию часы своего времени. Составьте список не менее, чем из 10-20 ваших увлечений.
Шаг № 2. Запишите свои таланты, навыки и способности, все то, что вы умеете делать с легкостью. Просьбы коллег чаще всего адресованы к вашим талантам. Например, уговорить начальника отпустить всех пораньше, быстро проанализировать данные, придумать новую рекламную акцию.
Шаг №3. Запишите свои особенности характера. Что вас отличает среди других!
Теперь у вас есть три списка - ваши интересы, ваши таланты и способности и особенности вашего характера. Теперь среди них найдите «Золотую середину» - общее что, может все объединить и воплотиться в вашей работе.
Шаг №4. Важно сделать проверку своей модели на реальном рынке труда. Узнать, какие специалисты нужны компаниям, с какими талантами готовы брать и сколько стоят такие спецы. В этом вопросе стоит поговорить с разными людьми, сходить на собеседования, почитать статьи, посетить мастер-классы, конференции и составить представление о реалиях рынка.
Пример Макса:
Интересы: разработка рекламных акций, графический дизайн, написание текстов, роботехника, фотография.
Таланты: находить общий язык с людьми, анализ материала, данных, видение полезных вещей и придумывание как их можно применить и рассказать о них людям.
Личные качества: добросовестный, настойчивый, организованный, контактный, жизнерадостный, иногда вспыльчивый, сообразительный.
"Золотая середина карьеры" Макса - разработка маркетинговых акций, мероприятий, общение с заказчиками, анализ рынка продуктов, умение и желание писать тексты и слоганы. Личные качества такие как добросовестность, жизнерадостность подсказали какой тип продуктов ему будет комфортно продвигать на рынок - те, что приносят пользу людям, делая их жизнь комфортнее.
3. Вдохновляющая цель.
Знать ради чего мы встаем по утрам и идем на работу, главный наш источник продвижения по карьере.
Правильная формулировка цели очень важна. Только те цели, которые вдохновляют и наполняют энергией, имеют шанс осуществиться.
Именно поэтому важно каждое слово и даже порядок слов в том, как вы сформулируете свою карьерную цель.
Вдохновляющей целью для Макса стала: работать в отрасли, в которой я смогу помогать людям, продвигать полезные продукты и товары, которые делают жизнь людей комфортнее, отличаются новизной и инновационностью.
4. Шаги к цели . На четвертом этапе карьерной стратегии мы подошли к ее реализации. В планировании шагов к цели важно проверить все нюансы в карьерном плане, составить список шагов и проверить их на реалистичность и выполнимость.
5. Создание поддерживающей среды вокруг себя
Последний обязательный элемент карьерного плана — это создание поддерживающей среды вокруг себя. Окружение, которое будет вас подбадривать, стимулировать и вдохновлять на пути к достижению ваших карьерных целей.
Открывайте ваши таланты, верьте в себя, планируйте свою карьеру и все получится!