Алексей Дмитриевич Рейпольский — художник, кисти которого принадлежат более 100 работ маслом в области станковой и монументальной живописи, ряд иконописных произведений; большое число эстампов во всех разновидностях печатной графики; множество акварелей, пастелей и темперных работ; иллюстрации к 70 книгам. Его работы украшают коллекции в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Музее городской скульптуры, Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, Российской Национальной библиотеке, Новгородском музее-заповеднике, библиотеке Ватикана, в частных собраниях в России и за рубежом.
В этом году в издательстве «ЭНАС-КНИГА» вышли «Повести Белкина» А. С. Пушкина с чудесными цветными литографиями этого художника. И мы воспользовались случаем, чтобы расспросить мастера о его судьбе и творчестве. Сегодня на нашем канале мы публикуем его историю.
Семья и школа
До Алексея Дмитриевича Рейпольского в его роду художников не было. Один из его дедушек был земским врачом. Другой – инженером, преподавателем в ялтинской женской гимназии, был знаком и даже дружен с семьей Чеховых. Отец окончил Институт внешней торговли, какое-то время работал начальником Лесной гавани в Ленинграде, а когда началась война, ушел добровольцем на фронт.
Будущий художник родился в Ленинграде в 1945 году. Вместе с родителями он жил в скромной квартире без удобств, но в послевоенные годы даже такие условия были роскошью. Маленькому Алеше всегда покупали книги, он любил слушать по радио детские передачи и любил рисовать. В детстве родители предупреждали сына, что быть художником – тяжелый труд, но к его увлечению относились с пониманием.
После четвертого класса он поступил в художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, а по ее окончании стал студентом этого учебного заведения. Студенческие годы он вспоминает как счастливое время, потому что было много творчества и мало забот о хлебе насущном. В то время мастерской книжной графики в Репинке руководил профессор М. А. Таранов. Этот художник и педагог отличался строгостью и серьезным отношением к художественной технике. Алексей Дмитриевич вспоминает об учителе с большой благодарностью и теплотой: «Любимый учитель! Он был прирожденным педагогом, внимательно относился к студентам, поддерживал индивидуальность каждого, но при этом отличался строгостью и не стеснялся в оценках работ». Рейпольский по праву считается одним из лучших учеников Таранова. Он перенял у педагога внимательное и вдумчивое отношение к материалу, гармонию в передаче цвета и композиции.
Дипломной работой молодого художника стали гравюры к роману Ф. М. Достоевского «Игрок». Он сразу предложил их для музея-квартиры Ф. М. Достоевского, но в те времена он еще не был достаточно известен, и руководство музея отказалось от его работ. Однако судьбу не обойдешь – позднее эти гравюры все равно вошли именно в это музейное собрание.
Цитата:
Я люблю работать медленно, стараюсь сделать на пределе своих возможностей.
Между статусом и творчеством выбираю творчество
В 1969 году талантливому выпускнику Репинки сразу предложили должность художественного редактора в ленинградском отделении издательства «Детгиз». Работа в штате издательства для художника всегда сопряжена с обилием административной работы в ущерб творчеству. Поэтому довольно скоро Алексей Дмитриевич ушел в творческий отпуск. Сам он скромно говорит о себе: «Я не считаю себя настолько одаренным человеком, чтобы мог отвлекаться на что-то другое». Между стабильным и благополучным положением штатного худреда в одном из лучших издательств нашей страны и сохранением высокого профессионализма, он выбрал последнее. Для него было важно не растерять мастерства.
Позднее с издательством «Детгиз» Алексей Дмитриевич очень продуктивно работал. Он говорит: «В школьных повестях своя специфика: нужно рисовать детей разных возрастов, а это сложная творческая задача. Мальчики и девочки имеют свои возрастные особенности, чуть-чуть меньше голова, – и на изображении ребенок шести лет моментально превратится в подростка».
Следующим этапом творческой биографии стала работа для издательства «Художник РСФСР», основанного Союзом художников РСФСР и Госкомиздатом РСФСР. Там выходили книги, альбомы, репродукции, эстампы, плакаты, каталоги, иллюстрированные детские книги. Алексей Дмитриевич так или иначе приложил руку к выходу более 100 книг в этом издательстве. Обладая большой творческой свободой, он мог вдумчиво и не торопясь подбирать материалы и условия для каждого издания.
Не забывал он и о собственных проектах. Выполнил для сказки Шарля Перро «Спящая красавица» рисунки карандашом и акварелью. Над этой книгой он работал около двух лет, использовал натурщиков, чтобы придать героям объем и вдохнуть в них жизнь. Вообще все книжные иллюстрации Рейпольского отличаются исключительной живописностью. «Спящая красавица» вышла миллионными тиражами, причем выдержала два издания подряд. Эта работа стала визитной карточкой художника.
Впоследствии он создал маленькие шедевры и для других сказок Шарля Перро – «Синяя борода», «Золушка», «Ослиная шкура». Они неоднократно издавались по отдельности и в составе сборников. В каждой из них есть своя изюминка. По этим иллюстрациям можно увидеть, как меняется, совершенствуется творческий почерк художника, как для каждой истории подбирается своя манера, цвет, настроение.
В конце 1970-х годов он сосредоточился на живописных работах. Союз художников выделил ему светлую мастерскую на чердаке, в бывшей прачечной. В это время художник создал множество чудесных пейзажей Ленинграда, жанровых сцен, которые сделали его известным и за рубежом. В 2008 году многие из этих работ экспонировались на персональной выставке в Санкт-Петербурге, которая называлась «Любимый город».
Цитата:
Хорошая иллюстрация понятна без текста.
Смена вех
Что нужно, чтобы стать художником? – Талант, трудолюбие, умение идти наперекор судьбе и заниматься творчеством даже в самые темные и трудные моменты жизни. Если эти качества соединяются в одном человеке, то на свет является мастер. Его не трудно узнать по работам: сквозь слой красок всегда «пробивается» выстраданная человеческая судьба.
В 1990-е годы работы в издательствах стало очень мало. Алексей Дмитриевич рассказывает, что жизнь многих талантливых петербургских художников в это время складывалась трагически. Тогда прекрасные живописцы продавали свои работы за рубеж за сущие копейки. Алексея Дмитриевича очень поддерживали частные заказы. А еще он специально ходил в Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой, наблюдал за репетициями, рисовал этюды и наброски балерин. Эти живые, воздушные работы охотно покупали европейские заказчики.
В эти трудные времена художник тем не менее нашел возможность выполнить черно-белые иллюстрации к роману «Айвенго» В. Скотта, к «Лирике» С. Маршака и еще нескольким книгам.
К концу 1990-х годов стало немного легче дышать. Алексей Дмитриевич пришел работать в Центр графического искусства «Печатня», который вплоть до 2012 года находился в Петропавловской крепости. Там стояли станки для офортов, литографий, гравюр. Там проходили выставки художников.
Еще конце 1990-х годов он задумал цикл литографий к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». И только в 2008 году работа была наконец осуществлена в отдельном издании. Вообще к русской классике, особенно к Лермонтову, художник шел долгие годы. Еще в 1980-е годы в Пятигорске он делал наброски для проекта, который смог осуществить только через несколько десятилетий. В нем художник реализовал весь свой опыт иллюстратора-рисовальщика, продемонстрировал приверженность традициям русской реалистической школы.
«Повести Белкина» и новые творческие планы
В 2019 году, к 220-му юбилею Александра Сергеевича Пушкина, он создал иллюстрации к «Повестям Белкина». Это не первое обращение к творчеству великого русского поэта. В 2006 году вышла книга сказок Пушника с акварельными рисунками Рейпольского. Позднее, в 2013 году, была опубликована поэма «Руслан и Людмила» с его иллюстрациями. «Повести Белкина» – во многом особый проект для художника. Это не только дань восхищения перед «солнцем русской поэзии». Это еще и дань памяти учителю, М. А. Таранову, чьим дипломным проектом были черно-белые гравюры как раз к этому произведению Пушкина. Цветных иллюстраций такого уровня к «Повестям Белкина» никто еще не делал.
Рисунки в книге выглядят так, как будто они созданы от руки, а не напечатаны типографским способом. И мы, как издательство, рады, что сумели сохранить прелесть оригинальных работ художника в печатном издании.
Сегодня художник готовится к большой персональной выставке, но пока не загадывает ее точной даты. И вообще он предпочитает говорить о творчестве, а не о личной жизни. Из открытых источников известно, что его жена тоже профессиональный художник, она окончила художественно-педагогический техникум, преподавала в школе, затем работала в проектном институте. В 1975 году в семье родился сын Иван. Он пошел по стопам родителей, окончил Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. В. И. Мухиной (сейчас носит имя А. Л. Штиглица). В 2001 году вступил в члены Санкт-Петербургского Союза художников. Однако свое призвание он нашел в служении Богу. В 2002 году он окончил Костромскую Духовную Семинарию, а в 2006 году – Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Сейчас Отец Иоанн – настоятель храма Воскресения Христова в деревне Яблоница, неподалёку от Извары. Он продолжает заниматься живописью, его работы, так же как отцовские, можно увидеть на художественных выставках...
Известно, что люди часто делят свою жизнь на периоды согласно важнейшим событиям. Так, например, жизнь матери всегда делится на время до и после рождения ребенка. Спортсмен-олимпиец всегда ориентируется на годы, когда проходили важные соревнования. Космонавты запоминают жизненные периоды по полетам в космос... Рассказывая о своей жизни, Алексей Дмитриевич Рейпольский тоже отчетливо делит ее по периодам: «Это когда я рисовал “Спящую красавицу”... Как раз тогда занимался “Золушкой”... Во время работы над “Маскарадом”…». Потому что главное место в его жизни всегда занимала профессия, творчество, искусство.
Смотреть книгу А.С. Пушкина « Повести покойного Ивана Петровича Белкина» на сайте издательства "ЭНАС-КНИГА".