22 октября 2004 г. Keswell Oy, дочернее общество компании Kesko объявило о приобретении Indoor Group Oy, включавшую в себя сети мебельных магазинов Asko и Sotka в Финляндии, Швеции, Эстонии и Латвии.
Стоимость сделки составила 83 млн. евро с учетом долга. Учитывая, что по данным Talouselama.fi за свои 15% Маури Икола получил более 10 млн. евро, остальные владельцы получили около 56 млн. евро. Долг Indoor Group Oy на момент сделки составлял – около 16 млн. евро.
«Asko и Sotka отлично вписываются в Kesko и Keswell. Люди заинтересованы в строительстве и отделке своих домов, и мебельная отрасль растет. Поэтому мы решили расширяться в этом направлении», - обосновал объявленную сделку генеральный директор Keswell Oy Матти Лааманен (Matti Laamanen). По его словам, владельцы Indoor Group Oy предлагали для покупки мебельные сети именно Kesko. Сделка готовилась более полугода и, наконец, в конце октября 2004 г. была закрыта.
Крупнейшими акционерами Indoor Group Oy были – инвестиционный фонд Sponsor Fund I Ky под управлением Sponsor Capital Oy, владевший 80% акций, и крупнейший владелец-физическое лицо Марко Икола – 15% акций. Indoor Group Oy на момент заключения сделки – крупнейшая сеть мебельных магазинов в Финляндии, занимавшая 22% рынка.
На момент сделки у Asko было 29 магазинов в Финляндии, 2 магазина в Швеции, в зоне Большого Стокгольма. Вдобавок были магазины в Эстонии и Латвии. У Sotka было 52 магазина в Финляндии, 3 магазина в Эстонии и 1 магазин в Латвии. 8 магазинов Asko и 32 магазина Sotka в Финляндии были открыты по франшизе. Вдобавок еще 115 независимых магазинов продавали мебель производства Asko и Sotka.
Выручка Indoor Group Oy за 2003 г. составила 167 млн. евро. По словам Лааманена рентабельность была хорошая.
Покупатель, Keswell Oy, уже владел компанией Anttila Oy, которая работала по 4-м концепциям: универмаги Anttila, магазины по продаже мебели и предметов дизайна интерьера Kodin Ykkönen (Kodin1), продажи по почте Anttila и интернет-магазин netanttila.com.
Магазины Kodin1 продавали мебель, их доля на мебельном рынке Финляндии составляла 3%. Таким образом, мебельные сети, входящие в Kesko, в результате приобретения Indoor Group занимали теперь 25% рынка.
Матти Лааманен утверждал, что Kodin1, Asko и Sotka не конкурируют между собой.
«У всех них есть свои собственные бизнес-идеи и они дополняют друг друга. Kodin Ykkönen является частью Anttila, которая в четверг выиграла премию качества Финляндии (Suomen laatupalkinto). Asko сосредоточен на диапазоне повыше, он популярен среди зрелых покупателей старшего возраста. Sotka предназначена для начинающих покупателей и семей с детьми».
Например, в Оулу все три магазина оказались рядом друг с другом, и в этом никто не видел никаких проблем. "В Ювяскюля они еще ближе, там входные двери бок о бок. Есть место для всех трех, т.к. клиентская база у них разная", - говорил Лааманен. При этом он напоминал, что у Kesko уже есть пять разных форматов продуктовых магазинов с разными концепциями.
Ранее клиенты мебельных магазинов Asko имели право на получение бонуса на карту S Group. По мнению Лааманена, неизбежно должна была произойти смена партнера, и на смену должна была придти карта Plussa-kortti от Kesko.
Сделка не оказывала никакого влияния на сотрудников Indoor Group Oy – они сохраняли свои рабочие места в магазинах.
Ставший одним из выгодоприобретателей от продажи Indoor Group Oy Маури Икола на момент сделки продолжал свой бизнес в Эстонии в сфере девелопмента, хотя цены выросли. В конце лета 2004 г. он купил в старой части Таллина два дома.
Он больше не был полон энтузиазма в отношении биржевых акций нового Евросоюза, потому что они стоили дорого. «Возможности найдутся. Например, мы, пожалуй, все знаем, что там [в Эстонии] следует производить молоко и поставлять его в Южную Финляндию».
Вырученные от продажи пакета в Indoor Group деньги Икола намеревался вложить в покупку какого-либо предприятия розничной торговли и активно содействовать его развитию. Но на конец 2004 г. он пока не видел подходящего объекта для вложения инвестиций.
«Да, есть горячее желание сделать что-то действительно реальное. Было бы очень приятно на самом деле утром идти на работу, а потом возвращаться домой после работы. Я хотел бы строить нечто больше, чем просто дома. И у меня нет занимающих времени хобби. Я не играю в гольф», - говорил в ноябре 2004 г. в интервью изданию Talouselama.fi Маури Икола.
Специализация предприятия розничной торговли для Икола была не важна. «В розничной торговле успех зависит от двух факторов – скорость товарооборота и ориентация на покупателя», - говорил Икола.
И в следующем, 2005 г., последовало триумфальное возвращение Маури Икола на мебельный рынок Финляндии.
С.Ф.
Предыдущая часть здесь.
Следующая часть про бизнес Маури Икола здесь.
Содержание блога. Указатель статей.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте лайк.
Спасибо за просмотр.