Мы играем в видеоигры, чтобы отвлечься от забот. Игры приносят нам приятные эмоции. Но у них есть и другая, тёмная сторона: мы так сильно увлекаемся вымышленным миром, что можем не заметить, сколько времени прошло. Так мы попадаем в ловушку собственных удовольствий.
Игровое расстройство – одна из форм зависимости: человек проводит много времени за видеоиграми, и это мешает ему уделять внимание близким и участвовать в общественной жизни. Но считать ли это заболеванием? Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила игровую зависимость в предстоящую Международную классификацию болезней (МКБ-11) [1, 2, 3, 4]. Однако Американская психиатрическая ассоциация не признаёт зависимость от игр болезнью: исходя из существующих доказательств, организация включила интернет-игровое расстройство в свою классификацию DSM-5 в качестве категории, требующей дальнейшего изучения [5]. Таким образом, согласно Американской психиатрической ассоциации, игровая зависимость остаётся неофициальной и непризнанной проблемой психического здоровья [6].
В МКБ-11 игровое расстройство будет находиться в разделе “Расстройства, вызванные аддиктивным поведением” [7]. ВОЗ выделяет три критерия, при наличии которых можно говорить о болезни: потеря контроля над участием в игре, отдание играм большего приоритета в ущерб другим интересам и повседневной деятельности, а также продолжение игры, несмотря на появление негативных последствий [1]. Игровое расстройство диагностируют, если модель поведения человека приводит к тяжёлым последствиям: значительным нарушениям в личной, семейной, социальной, образовательной, профессиональной или других важных сферах жизни, которые наблюдаются в течение по крайней мере 12 месяцев. Исследования показывают, что игровые расстройства могут быть связаны с тревогой, депрессией, одиночеством, ожирением, нарушениями сна, проблемами внимания и стрессом [8, 9].
Существуют теории, объясняющие игровую зависимость. Одну из причин ее возникновения видят в так называемой системе вознаграждения – совокупности структур центральной нервной системы, участвующих в регулировании и контроле поведения при помощи положительных реакций на действия [10]. Многопользовательские, мобильные и некоторые другие игры предполагают особый цикл, который включает в себя вознаграждение игрока за совершённые действия и побуждение его продолжать играть. Ожидание такой награды вызывает химическую реакцию в организме человека, сопровождаемую выбросом дофамина — “гормона удовольствия”. Организм запоминает приятное ощущение, ждёт повторения, и в итоге развивается зависимость. Ту же химическую реакцию можно наблюдать при употреблении наркотических веществ. Нейронные механизмы, вызывающие зависимость от видеоигр, скорее всего, схожи с причинами злоупотребления наркотиками, поскольку зависимость от видеоигр и интернета снижает чувствительность дофаминергической системы вознаграждения. Однако пока еще преждевременно делать окончательные выводы, поскольку исследования находятся на ранних стадиях [11].
Метаанализ приводит к выводу, что игровая зависимость возникает из-за других психических расстройств, а не является их первопричиной [12].
Добавление игрового расстройства в МКБ-11 подверглось критике представителей игровой индустрии, а некоторые эксперты высказывали скептицизм из-за слабости доказательств и риска неправильной постановки диагноза [13, 14]. Группа из 26 ученых написала ВОЗ открытое письмо на страницах журнала Journal of Behavioral Addictions, в котором высказала мнение о том, что предлагаемые диагностические категории не имеют научной ценности и могут принести больше вреда, чем пользы [15]. Однако другая группа – из 50 академических исследователей в области поведенческой науки – согласившись с тем, что доказательства в поддержку игрового расстройства были слабыми, всё же заявила о необходимости включения расстройства в МКБ-11, так как это позволит бороться с ним в рамках системы здравоохранения [16]. В то же время, 22 национальных и международных торговых ассоциации в области интерактивных развлечений и компьютерных игр раскритиковали решение ВОЗ. В своём докладе они поставили под сомнение существование игровой зависимости из-за малого количества доказательств, а также заявили, что такое расстройство стигматизирует игровые индустрии [17].
В интервью на сайте GamesIndustry.biz Владимир Позняк, координатор Департамента ВОЗ по психическому здоровью и токсикомании и один из специалистов, стоявших за включением игрового расстройства в МКБ-11, прокомментировал реакцию индустрии как “панику, живущую собственной жизнью”. Он отметил, что разработчики намеренно выбрали как можно более узкие критерии, чтобы рассматривать как болезнь лишь крайние случаи расстройства, и намеренно не консультировались с представителями игровой индустрии — “коммерческих и иных подобных структур, которые могли бы иметь корыстный интерес в определенных результатах этого процесса” [18].
Мнения разделились, и дальнейшая судьба игровой зависимости остается загадкой: пока недостаточно исследований, много споров и сомнений, плюс возмущение производителей компьютерных игр. Только в 2022 году, когда выйдет МКБ-11, мы увидим результат всей этой истории.
1. https://icd.who.int/dev11/l-m/en#/htt...
2. Pontes HM, Schivinski B, Sindermann C, Li M, Becker B, Zhou M, Montag C (June 2019). "Measurement and Conceptualization of Gaming Disorder According to the World Health Organization Framework: the Development of the Gaming Disorder Test". International Journal of Mental Health and Addiction. doi:10.1007/s11469-019-00088-z. CC-BY icon.svg Material was copied from this source, which is available under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
3. "Gaming Disorder' Is Now an Official Medical Condition, According to the WHO".Time. Archived from the original on 5 June 2019. Retrieved 6 June 2019
4. Scutti S (18 June 2018). "WHO classifies 'gaming disorder' as mental health condition". CNN. Archived from the original on 18 June 2018. Retrieved 18 June 2018.
5. Petry NM, Rehbein F, Gentile DA, Lemmens JS, Rumpf HJ, Mößle T, et al. (September 2014). et. al. "An international consensus for assessing internet gaming disorder using the new DSM-5 approach". Addiction. 109 (9): 1399–406. doi:10.1111/add.12457.
6. Pontes HM, Griffiths MD (June 2014). "Assessment of internet gaming disorder in clinical research: Past and present perspectives" (PDF).
7. Clinical Research and Regulatory Affairs. 31 (2–4): 35–48. doi:10.3109/10601333.2014.962748.
8. Lardieri A (26 December 2017). "Excessive Video Gaming to be Named Mental Disorder by WHO – The World Health Organization will add "gaming disorder" to its International Classification of Diseases in 2018". U.S. News & World Report. Archived from the original on 27 December 2017. Retrieved 26 December 2011.
9. Montag C, Schivinski B, Sariyska R, Kannen C, Demetrovics Z, Pontes HM (October 2019). "Psychopathological Symptoms and Gaming Motives in Disordered Gaming-A Psychometric Comparison between the WHO and APA Diagnostic Frameworks". Journal of Clinical Medicine. 8 (10): 1691. doi:10.3390/jcm8101691
10. Warning Signs Appear Along Road to Video Game Addiction. Technewsworld.com
11. Weinstein A, Lejoyeux M (March 2015). "New developments on the neurobiological and pharmaco-genetic mechanisms underlying internet and videogame addiction". The American Journal on Addictions (Review). 24 (2): 117–25. doi:10.1111/ajad.12110.
12. "What is gaming disorder and what does it mean for gamers?". Medical News Today. Archived from the original on 24 April 2019. Retrieved 17 July 2018.jpsychires.2011.09.005.
13. Raskin JD. "Debate Over Gaming Disorder Is Not All Fun and Games". Psychology Today. Retrieved 21 June 2019.
14. Dring, Christopher New report questions World Health Organisation's proposed 'gaming disorder' classification. GamesIndustry.biz (1 марта 2018). Дата обращения 5 марта 2018.
15. Ferguson CJ, Coulson M, Barnett J (December 2011). "A meta-analysis of pathological gaming prevalence and comorbidity with mental health, academic and social problems". Journal of Psychiatric Research. 45 (12): 1573–8.
16. Aarseth, Espen; Bean, Anthony M.; Boonen, Huub; Carras, Michelle Colder; Coulson, Mark; Das, Dimitri; Deleuze, Jory; Dunkels, Elza; Edman, Johan.Scholars’ open debate paper on the World Health Organization ICD-11 Gaming Disorder proposal.
17. Dring, Christopher New report questions World Health Organisation's proposed 'gaming disorder' classification. GamesIndustry.biz (1 марта 2018). Дата обращения 5 марта 2018.
18. Journal of Behavioral Addictions : journal. — P. 1—4. — DOI:10.1556/2006.5.2016.088.//Taylor, Haydn WHO expert defends gaming disorder listing: "This moral panic lives its own life". GamesIndustry.biz (26 июня 2018). Дата обращения 26 июня 2018.
Текст: Вера Толмачёва.
Редактура: Вера Круз.
Дизайн: Алина Петрухина.