Найти тему

«Донбасс порожняк не гонит»: Интересные факты о зарождении и становлении Донбасса

Как известно, современный Донецк, в советское время носивший название «Сталино», был основан еще до революций 1917 года как «посад с упрощенным городским управлением» - Юзовка. Это название он получил по имени Джона Хьюза, ставшего отцом-основателем местной промышленности и самого города. В наше время некоторые недоумевают, почему Хьюз, ставший к тому времени достаточно успешным предпринимателем, покинул родную Великобританию ради украинских степей. Дело в том, что его родной город на юге Уэльса – Мертир Тидвил переживал в то время далеко не лучшие времена. Более того, судьбу этого валлийского городка во многом повторила Юзовка, а затем уже и Донецк – с бедностью и волнениями рабочих, разгулом криминала и закатом когда-то процветавших шахт и металлургических предприятий.

Уэльс на карте Великобритании.
Уэльс на карте Великобритании.

История первая. Как зарождался «Уэльсбасс»

Для начала надо пояснить, что Уэльс (Wales) и его жители (валлийцы) – это особая часть Великобритании. Исторически здесь живут потомки кельтского населения Британских островов, которые были оттеснены на запад во время переселения с территории современных Дании и северной Германии германских племен англо-саксов. В течение длительного времени валлийцы сохраняли свой кельтский язык и особую культуру, отличную от английской. Местное кельтское племя – силуры прославилось тем, что оказало ожесточенное сопротивление римлянам. Как и другие кельты, силуры были сильны в изготовлении различных инструментов и оружия из железа.

Королевство Брихейниог на карте Камбрии.
Королевство Брихейниог на карте Камбрии.

Валлийский городок Мертир Тидвил (Merthyr Tydfil) на юге Уэльса был назван так по имени христианки Тидвил – дочери правителя местного кельтского королевства Брихейниог по имени Брихан, которая по легенде была убита в здешних краях язычниками в 480 году, как раз в преддверии массового нашествия на Британские острова англо-саксов. (Христианство в Камбрию, как назывался тогда Уэльс, принесли скорее всего или римляне, ранее завоевавшие Британские острова, или ирландские монахи, сам Брихан был сыном ирландца по имени Анлах ап Кормак).

Мертир Тидвил на карте Уэльса.
Мертир Тидвил на карте Уэльса.

Первое металлургическое предприятие в Мертир Тидвиле существовало еще при английской королеве Елизавете как минимум до 1640-х годов. Однако в середине XVIII века почти вся долина, где расположен Мертир Тидвил, была занята угодьями под выпас овец. Тем не менее сосредоточие в южном Уэльсе залежей железной руды, черного угля, известняка, лесных и водных ресурсов делало этот регион идеальным для развития черной металлургии. Неудивительно, что в период индустриальной революции в Британии, 4 из крупнейших в мире металлургических предприятия появились именно в районе Мертир Тидвила: ими стали Dowlais, Plymouth, Cyfarthfa и Penydarren, принадлежавшие двум зажиточным семьям: Guest и Crawshay.

Доменные печи в Мертир Тидвиле.
Доменные печи в Мертир Тидвиле.

В 1759 году Джон Гест основал компанию Dowlais Ironworks, а затем Plymouth Ironworks. Но настоящий размах местная металлургия получила с открытием в 1763 году компании Cyfarthfa Ironworks. Ее основал валлийский металлург Энтони Бекон, который также выкупил у Геста Plymouth Works. После смерти Бекона в 1786 году его компании перешли к его сыновьям и были поделены между управляющим Ричардом Хиллом и Ричардом Кроушеем. Хилл стал обладателем Plymouth Iron Works, а Кроушей - Cyfarthfa. Компанию же Penydarren основали в 1784 году отец и сын Фрэнсис и Сэмюэл Хомфри. Именно на предприятии Cyfarthfa начал свою карьеру Джон Хьюз, там же работал и его отец.

Реплика первого паровоза в Мертир Тидвиле.
Реплика первого паровоза в Мертир Тидвиле.

К началу XIX века компании Cyfarthfa и Dowlais стали крупнейшими в мире металлургическими предприятиями. Только в 1844 году валлийскими металлургами было отгружено 50 000 тонн рельсов в Российскую империю для строительства железных дорог в Сибири. В самом Уэльсе железнодорожное строительство начало развиваться еще раньше. По данным Дэвида Уильямса, в 1804 году первый в мире паровоз, созданный инженером из Корнуолла по имени Ричард Тревичик совершил первый рейс по дороге Merthyr Tramroad из Penydarren в Quakers Yard с грузом из 10 тонн железа и пассажиров. Дэвид Уильямс утверждает, что это была первая в мире железная дорога, а Джордж Стивенсон просто улучшил изобретение Тревичика. Современную реплику валлийского локомотива можно увидеть в наши дни в городе Суонси в местном музее. Валлийские металлурги обеспечивали железом и королевский ВМФ, который нуждался в новых орудиях. В этой связи в 1802 году Мертир Тидвил посетил сам адмирал Нельсон.

При всем при этом многие валлийские шахтеры и рабочие-металлисты жили в очень плохих условиях, которые ужаснули Томаса Карлайла, посетившего Мертир Тидвил в 1850 году. Но низший социальный класс составляли даже не валлийцы, а жители местного Чайнатауна, действительно населенного гастарбайтерами (или, если угодно, заробитчанами) из Китая. Китайцы жили в своем районе по собственным правилам, отличным от английских и валлийских, в их среде процветал криминал, в который местные жители вовлекались с детства. Узкие улочки Чайнатауна в Мертир Тидвиле с нагромождениями перенаселенных домов и отсутствием туалетов были идеальным рассадником для эпидемий тифа и холеры. Ряды местных заробитчан также пополнили ирландцы, бежавшие от знаменитого голода в Ирландии вследствие неурожая картошки.

Падение спроса на продукцию металлургических предприятий в 1829 году привело к увольнениям и сокращению зарплат валлийских рабочих, а также к резкому росту долгов с последующими крутыми мерами со стороны коллекторов, что вылилось в восстание в 1831 году. Тут надо добавить, что в то время часть рабочих получала зарплату не в общебританской валюте, а специальными монетами, которыми можно было расплатиться исключительно в специальных магазинах, принадлежавших их работодателям. Эта система дожила на Донбассе вплоть до 2010-х годов, когда шахтерам зарплата выплачивалась только «на квиток».

В 1831 году около 10 000 шахтеров и рабочих-металлистов предприятий Уильяма Кроушея организовали всеобщую забастовку, взяв на несколько дней под свой контроль весь Мертир Тидвил. В город были вызваны войска, в ходе столкновений с которыми погибло несколько человек с обеих сторон, а лидеры забастовки были арестованы. Один из них, по имени Дик Пендерин (Льюис) был повешен за то, что он ударил одного из солдат по ноге. Только в 1876 году выяснилось, что солдата на самом деле ударил некто Янто Паркер, тогда же бежавший в Америку.

Портрет Джона Хьюза, основателя Юзовки (будущего Донецка).
Портрет Джона Хьюза, основателя Юзовки (будущего Донецка).

К 1860 году население Мертир Тидвила достигло своего пика – почти 52 000 жителей. Однако расположение городка вдали от морских портов делало добычу железной руды и выплавку железа в этом регионе не очень прибыльным делом. В 1859 году закрылась компания Penydarren, а в 1880 году - Plymouth. Именно на этой волне спада черной металлургии в южном Уэльсе инженер из Мертир Тидвила Джон Хьюз и основал в 1869 году свое предприятие на месте будущего Донецка. Многие валлийские шахтеры и рабочие-металлисты последовали за ним в украинские степи, тогда как другие массово эмигрировали в США. Правда, Мертир Тидвил получил новый импульс к развитию с открытием в 1870-х годах шахт по добыче черного угля. К 1911 году население города выросло почти до 81 000 жителей.

Предприятия Cyfarthfa Ironworks около 1894 года.
Предприятия Cyfarthfa Ironworks около 1894 года.

Однако компания Cyfarthfa Ironworks была закрыта в 1874 году из-за нежелания ее владельца Роберта Кроушея, известного как «Железный король», переходить с выплавки железа на выплавку стали. После его смерти в 1879 году его сын Уильям Томпсон Кроушей попытался возродить дело отца, запустив выплавку стали в 1882 году. Однако в 1910 году предприятие вновь было закрыто, возродившись ненадолго во время Первой мировой войны и закрывшись уже окончательно в 1919 году. Это вызвало новый пик безработицы в южном Уэльсе. К 1932 году более 80% работников в Dowlais не имели работы, в 1920-е-30-е годы из Мертир Тидвила эмигрировали 27 000 человек.

Заброшенные доменные печи в Мертир Тидвиле.
Заброшенные доменные печи в Мертир Тидвиле.

От окончательной гибели городок спас только приход американского инвестора, который в 1948 году открыл здесь предприятие по выпуску стиральных машин, ставшее крупнейшим работодателем в регионе, - Hoover Company. В бывшем доме Уильяма Кроушея Второго был открыт краеведческий музей. Мертир Тидвил также приобрел своеобразную славу во всем мире в 1992 году, когда местные фармацевты при разработке нового средства от ангины случайно изобрели препарат, ставший основой для виагры.

Заброшка в составе бывшего предприятия Cyfarthfa Ironworks.
Заброшка в составе бывшего предприятия Cyfarthfa Ironworks.

Индустриализация, а затем экономический упадок и последующий отток населения в другие регионы Великобритании повлекли за собой постепенный закат валлийской культуры. Если в 1891 году на валлийском языке говорили 68% населения Мертир Тидвила, то спустя 20 лет – уже только половина всех жителей. Характерно, что с середины XVIII века и вплоть до начала XX века большинство местных жителей не относили себя к англиканской церкви, а посещали так называемые нонконформистские святилища, где службы отправлялись на валлийском языке. К 2011 году доля местных жителей, владеющих им, упала до менее 9%. В наши дни этот валлийский городок продолжает пребывать в экономической депрессии. В 2006 году британский телеканал Channel 4 поместил Мертир Тидвил на третье место в списке наихудших для жизни городов во всей Великобритании, а в 2007 году улучшил его позицию всего лишь до пятого места.

(В заметке использованы материалы и иллюстрации из открытых источников).

(Продолжение читайте здесь).