Как известно, современный Донецк, в советское время носивший название «Сталино», был основан еще до революций 1917 года как «посад с упрощенным городским управлением» - Юзовка. Это название он получил по имени Джона Хьюза, ставшего отцом-основателем местной промышленности и самого города. В наше время некоторые недоумевают, почему Хьюз, ставший к тому времени достаточно успешным предпринимателем, покинул родную Великобританию ради украинских степей. Дело в том, что его родной город на юге Уэльса – Мертир Тидвил переживал в то время далеко не лучшие времена. Более того, судьбу этого валлийского городка во многом повторила Юзовка, а затем уже и Донецк – с бедностью и волнениями рабочих, разгулом криминала и закатом когда-то процветавших шахт и металлургических предприятий.
История первая. Как зарождался «Уэльсбасс»
Для начала надо пояснить, что Уэльс (Wales) и его жители (валлийцы) – это особая часть Великобритании. Исторически здесь живут потомки кельтского населения Британских островов, которые были оттеснены на запад во время переселения с территории современных Дании и северной Германии германских племен англо-саксов. В течение длительного времени валлийцы сохраняли свой кельтский язык и особую культуру, отличную от английской. Местное кельтское племя – силуры прославилось тем, что оказало ожесточенное сопротивление римлянам. Как и другие кельты, силуры были сильны в изготовлении различных инструментов и оружия из железа.
Валлийский городок Мертир Тидвил (Merthyr Tydfil) на юге Уэльса был назван так по имени христианки Тидвил – дочери правителя местного кельтского королевства Брихейниог по имени Брихан, которая по легенде была убита в здешних краях язычниками в 480 году, как раз в преддверии массового нашествия на Британские острова англо-саксов. (Христианство в Камбрию, как назывался тогда Уэльс, принесли скорее всего или римляне, ранее завоевавшие Британские острова, или ирландские монахи, сам Брихан был сыном ирландца по имени Анлах ап Кормак).
Первое металлургическое предприятие в Мертир Тидвиле существовало еще при английской королеве Елизавете как минимум до 1640-х годов. Однако в середине XVIII века почти вся долина, где расположен Мертир Тидвил, была занята угодьями под выпас овец. Тем не менее сосредоточие в южном Уэльсе залежей железной руды, черного угля, известняка, лесных и водных ресурсов делало этот регион идеальным для развития черной металлургии. Неудивительно, что в период индустриальной революции в Британии, 4 из крупнейших в мире металлургических предприятия появились именно в районе Мертир Тидвила: ими стали Dowlais, Plymouth, Cyfarthfa и Penydarren, принадлежавшие двум зажиточным семьям: Guest и Crawshay.
В 1759 году Джон Гест основал компанию Dowlais Ironworks, а затем Plymouth Ironworks. Но настоящий размах местная металлургия получила с открытием в 1763 году компании Cyfarthfa Ironworks. Ее основал валлийский металлург Энтони Бекон, который также выкупил у Геста Plymouth Works. После смерти Бекона в 1786 году его компании перешли к его сыновьям и были поделены между управляющим Ричардом Хиллом и Ричардом Кроушеем. Хилл стал обладателем Plymouth Iron Works, а Кроушей - Cyfarthfa. Компанию же Penydarren основали в 1784 году отец и сын Фрэнсис и Сэмюэл Хомфри. Именно на предприятии Cyfarthfa начал свою карьеру Джон Хьюз, там же работал и его отец.
К началу XIX века компании Cyfarthfa и Dowlais стали крупнейшими в мире металлургическими предприятиями. Только в 1844 году валлийскими металлургами было отгружено 50 000 тонн рельсов в Российскую империю для строительства железных дорог в Сибири. В самом Уэльсе железнодорожное строительство начало развиваться еще раньше. По данным Дэвида Уильямса, в 1804 году первый в мире паровоз, созданный инженером из Корнуолла по имени Ричард Тревичик совершил первый рейс по дороге Merthyr Tramroad из Penydarren в Quakers Yard с грузом из 10 тонн железа и пассажиров. Дэвид Уильямс утверждает, что это была первая в мире железная дорога, а Джордж Стивенсон просто улучшил изобретение Тревичика. Современную реплику валлийского локомотива можно увидеть в наши дни в городе Суонси в местном музее. Валлийские металлурги обеспечивали железом и королевский ВМФ, который нуждался в новых орудиях. В этой связи в 1802 году Мертир Тидвил посетил сам адмирал Нельсон.
При всем при этом многие валлийские шахтеры и рабочие-металлисты жили в очень плохих условиях, которые ужаснули Томаса Карлайла, посетившего Мертир Тидвил в 1850 году. Но низший социальный класс составляли даже не валлийцы, а жители местного Чайнатауна, действительно населенного гастарбайтерами (или, если угодно, заробитчанами) из Китая. Китайцы жили в своем районе по собственным правилам, отличным от английских и валлийских, в их среде процветал криминал, в который местные жители вовлекались с детства. Узкие улочки Чайнатауна в Мертир Тидвиле с нагромождениями перенаселенных домов и отсутствием туалетов были идеальным рассадником для эпидемий тифа и холеры. Ряды местных заробитчан также пополнили ирландцы, бежавшие от знаменитого голода в Ирландии вследствие неурожая картошки.
Падение спроса на продукцию металлургических предприятий в 1829 году привело к увольнениям и сокращению зарплат валлийских рабочих, а также к резкому росту долгов с последующими крутыми мерами со стороны коллекторов, что вылилось в восстание в 1831 году. Тут надо добавить, что в то время часть рабочих получала зарплату не в общебританской валюте, а специальными монетами, которыми можно было расплатиться исключительно в специальных магазинах, принадлежавших их работодателям. Эта система дожила на Донбассе вплоть до 2010-х годов, когда шахтерам зарплата выплачивалась только «на квиток».
В 1831 году около 10 000 шахтеров и рабочих-металлистов предприятий Уильяма Кроушея организовали всеобщую забастовку, взяв на несколько дней под свой контроль весь Мертир Тидвил. В город были вызваны войска, в ходе столкновений с которыми погибло несколько человек с обеих сторон, а лидеры забастовки были арестованы. Один из них, по имени Дик Пендерин (Льюис) был повешен за то, что он ударил одного из солдат по ноге. Только в 1876 году выяснилось, что солдата на самом деле ударил некто Янто Паркер, тогда же бежавший в Америку.
К 1860 году население Мертир Тидвила достигло своего пика – почти 52 000 жителей. Однако расположение городка вдали от морских портов делало добычу железной руды и выплавку железа в этом регионе не очень прибыльным делом. В 1859 году закрылась компания Penydarren, а в 1880 году - Plymouth. Именно на этой волне спада черной металлургии в южном Уэльсе инженер из Мертир Тидвила Джон Хьюз и основал в 1869 году свое предприятие на месте будущего Донецка. Многие валлийские шахтеры и рабочие-металлисты последовали за ним в украинские степи, тогда как другие массово эмигрировали в США. Правда, Мертир Тидвил получил новый импульс к развитию с открытием в 1870-х годах шахт по добыче черного угля. К 1911 году население города выросло почти до 81 000 жителей.
Однако компания Cyfarthfa Ironworks была закрыта в 1874 году из-за нежелания ее владельца Роберта Кроушея, известного как «Железный король», переходить с выплавки железа на выплавку стали. После его смерти в 1879 году его сын Уильям Томпсон Кроушей попытался возродить дело отца, запустив выплавку стали в 1882 году. Однако в 1910 году предприятие вновь было закрыто, возродившись ненадолго во время Первой мировой войны и закрывшись уже окончательно в 1919 году. Это вызвало новый пик безработицы в южном Уэльсе. К 1932 году более 80% работников в Dowlais не имели работы, в 1920-е-30-е годы из Мертир Тидвила эмигрировали 27 000 человек.
От окончательной гибели городок спас только приход американского инвестора, который в 1948 году открыл здесь предприятие по выпуску стиральных машин, ставшее крупнейшим работодателем в регионе, - Hoover Company. В бывшем доме Уильяма Кроушея Второго был открыт краеведческий музей. Мертир Тидвил также приобрел своеобразную славу во всем мире в 1992 году, когда местные фармацевты при разработке нового средства от ангины случайно изобрели препарат, ставший основой для виагры.
Индустриализация, а затем экономический упадок и последующий отток населения в другие регионы Великобритании повлекли за собой постепенный закат валлийской культуры. Если в 1891 году на валлийском языке говорили 68% населения Мертир Тидвила, то спустя 20 лет – уже только половина всех жителей. Характерно, что с середины XVIII века и вплоть до начала XX века большинство местных жителей не относили себя к англиканской церкви, а посещали так называемые нонконформистские святилища, где службы отправлялись на валлийском языке. К 2011 году доля местных жителей, владеющих им, упала до менее 9%. В наши дни этот валлийский городок продолжает пребывать в экономической депрессии. В 2006 году британский телеканал Channel 4 поместил Мертир Тидвил на третье место в списке наихудших для жизни городов во всей Великобритании, а в 2007 году улучшил его позицию всего лишь до пятого места.
(В заметке использованы материалы и иллюстрации из открытых источников).
(Продолжение читайте здесь).