В прошлом своём "опусе" я схематично набросал систему управления в сельских районах. В двух словах это: администрация района, в которой работает очень много народа, с хорошими зарплатами. Администрации района подчиняются администрации сельских поселений ( чаще всего не более десятка). Администрации сельских поселений, штатное расписание у них значительно меньше, и зарплаты поменее, располагается в одном из сёл поселения, чаще всего в наиболее благополучном. В сельские поселения входит от нескольких до десятка сёл, хуторов. Есть глава района . И есть главы сельских поселений. Сёла и хутора предоставлены сами себе. Так они и обслуживаются. Так мы село, скорее всего, не сохраним. Как писал А. Солженицин в статье "Как нам обустроить Россию" : "... Ключ к жизнеспособности страны и к живости её культуры - в том, чтобы освободить провинцию от давления столиц..."
Мне мыслится, что управление должно быть устроено разумно и очень просто.
В каждом посёлке, селе, хуторе должен быть староста. Он избирается жителями и несёт полную ответственность за порученное ему село перед её жителями. Они рядом, все друг друга знают. В современном мире, при нынешних технологиях, любой разумный (естественно подготовленный) человек сможет успешно с этим справиться. Каждый населённый пункт готовит перспективный, подробный план своего развития. В этом участвуют все, кто живет в селе. Никаких администраций вообще. Убираем все передаточные звенья. Чаще всего они и выходят из строя при работе. Вы смотрели когда-либо на бюджеты сельских поселений и районов? Их печатают в местных изданиях. Если Вы мне скажете, что разобрались свободно в этом нагромождении статей и цифр - я снимаю перед Вами шляпу. Возникает такое ощущение, что всё это написано с такой целью, чтобы никто из нас, никогда не разобрался откуда берутся, и куда деваются бюджетные средства. Из этих средств большая часть уходит на оплату труда тех, кто это пишет, а затем исполняет эти бюджеты. Большая часть сельских районов сидит на дотациях из областного центра. Вот так и живём.
Если убрать эти звенья, то, может быть, и дотации будут не очень нужны. Финансирование строить простым и естественным образом. Есть планы развития сел, населённых пунктов. Сами населенные пункты расположены на землях этих населённых пунктов и к ним примыкают земли хозяйств, которые получают с них доходы. Это и есть кормильцы данных сёл и деревень. Создаются фонды развития каждого ( подчёркиваю - каждого ) села. Распоряжаются этими фондами жители села через избранного ими старосту. Им он и подотчётен. И здесь остаётся основной вопрос. Кто эти фонды будет наполнять. Это и налоги с "кормильцев" о которых я упомянул ранее. Это и пожертвования богатых предпринимателей, каким-то образом связанных с данным населённым пунктом, или просто финансирующим его по велению сердца. Это и государственная помощь. А бюджет села составляется на основе планов его развития. Планы должны быть "увязаны" и по времени, и по суммам. Надеюсь, что в этом случае никто обделён не будет. Появятся дороги, тротуары, школы и садики, детские площадки и физкультурные объекты. Места для встреч и отдыха жителей сёл. Я так думаю. Ведь всё большое очень просто устроено. Ничуть не сложнее малого. Я прекрасно понимаю, что всё хорошо на словах. Но если ничего не делать, то и сделано ничего не будет.